Создание Бюро экономической безопасности Украины — позитив или очередное осложнение?
16.09.2020
Уже много лет экономическими преступлениями в Украине занимается ряд органов и подразделений: налоговая милиция в составе ГФС Украины, департамент МВД Украины, департамент СБУ.
Из-за отсутствия единого органа постоянно возникают проблемы, связанные с разграничением компетенций, дублированием полномочий, с координацией действий органов финансового контроля. Поэтому на прошлой неделе парламент принял в первом чтении законопроект № 3087-д «О Бюро экономической безопасности». Зачем надо еще и Бюро экономической безопасности (БЭБ)?
Влияние на бизнес
Представители ведущих бизнес-ассоциаций много лет акцентируют, что в Украине распространена практика искусственной криминализации хозяйственных отношений, осуществляются меры уголовно-процессуального влияния на субъектов хозяйствования без надлежащих оснований. За довольно длительное время незаконное вмешательство силовых структур в экономическую деятельность приобрело характер стойкой тенденции и несет угрозу продуктивной деловой активности и экономике в целом.
Систематически появляется информация, что правоохранители приобщаются к решению корпоративных конфликтов, распределению активов, выяснению вопросов, связанных с выполнением гражданских обязательств. Подавляющее большинство таких расследований начинается с обысков, изъятия имущества, получения доступа к конфиденциальной информации — следственным действиям, к которым бизнес более всего чувствителен. Например, в 2019 году в Украине ежедневно накладывался арест на 183 имущественных объекта (приблизительно 67 тыс. в год), что в пять раз больше, чем в 2013 году (12,5 тыс.), проводилось около 200 обысков в день (в целом ~70 тыс. в год, по сравнению с 53 тыс. в 2013 году).
В 2013 году остаток уголовных дел, находившихся в производстве следователей всех ведомств Украины, составлял приблизительно 360 тысяч. В дальнейшем этот показатель вырос и сегодня составляет свыше 1,2 млн уголовных производств, что никак не согласуется с динамикой преступности в стране. При этом неуклонно ухудшается показатель раскрытия уголовных правонарушений (2013 г. — 12%, 2014 — 10,8%, 2016 — 3,6%, 2017 — 2,7%, 2018 — 1,9%, 2019 г. — 1,6%).
Расследование немалой части так называемых хозяйственных дел после проведения обысков, арестов имущества и других действий, связанных с ограничением прав, вообще не ведется. Представители ведущих бизнес-ассоциаций отмечают, что существование таких дел, даже без объявления подозрений, не только разрушает репутацию предпринимателей, но и приводит к вполне конкретным убыткам: отказываются от сотрудничества партнеры, исчезают инвесторы, возникает сложность с получением кредитов. Наложение арестов на имущество и банковские счета чаще всего угрожает блокированием деятельности, а со временем — и уничтожением предприятий.
Следовательно, создание единого аналитического органа, на замену всем, существующим сейчас, с четко ограниченным количеством сотрудников, которые будут избраны на прозрачных конкурсах и обеспечены достойными рыночными зарплатами, — решает много описанных проблем и соответствует лучшим мировым практикам.
Проект № 3087-д предполагает
– Государственные органы обязаны передавать БЭБ полученные во время осуществления контрольных функций сведения, материалы проверок, которые могут свидетельствовать об уголовных правонарушениях, отнесенных к подследственности БЭБ. Бюро будет иметь право прямого доступа к сведениям государственных электронных информационных ресурсов, держателем (администратором) которых являются государственные органы.
– Директор БЭБ назначается на должность и освобождается с должности президентом Украины по представлению комиссии по проведению конкурса на занятие должности. В состав конкурсной комиссии входят три человека, определенные президентом, три человека, определенные ВРУ, три человека, определенные КМУ.
– Директор БЭБ освобождается от должности президентом Украины в случае признания ВРУ работы БЭБ неудовлетворительной по результатам отчета директора БЭБ с указанием четких причин и оснований такого решения.
– Директор БЭБ назначает на должности руководителя подразделения внутреннего контроля центрального аппарата и территориальных управлений БЭБ по представлению конкурсной комиссии. Другие работники также назначаются директором БЭБ на конкурсной основе. Предельная численность работников БЭБ составляет 4 тысячи человек.
– Конкурсанты и работники БЭБ по приказу директора БЭБ проходят психофизиологический опрос с применением полиграфа (по согласию).
– Должностной оклад лиц, имеющих специальные звания, не может быть меньше, чем 20 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц (более 40 тыс. гривен в месяц).
– В БЭБ образовывается Совет общественного контроля в составе 15 человек. Общественный совет дает оценку годовому отчету БЭБ перед представлением его КМУ, ВРУ, президенту.
– Надзор над соблюдением БЭБ законов во время проведения оперативно-розыскной деятельности и досудебного расследования осуществляет Генеральный прокурор непосредственно и через уполномоченных им прокуроров.
Позитивы для общества
После принятия проекта 3087-д будет наконец устранено дублирование функций Нацполиции, СБУ и налоговой милиции во время расследования экономических преступлений. Количество специалистов, занимающихся экономическими преступлениями, уменьшится с нынешних более 10 тысяч до 4 тысяч, что существенно ослабит давление на бизнес и будет предпосылкой осуществления аналитического исследования финансовых операций.
Для всех работников БЭБ предусмотрены прозрачные конкурсы и дальнейшие достойные зарплаты, что будет содействовать качественной и эффективной работе Бюро. Проектом также определяется ограниченное количество прокуроров, которые будут осуществлять надзор над деятельностью БЭБ.
Поэтому в целом создание нового органа взамен ряда нынешних приведет к улучшению условий ведения бизнеса в Украине, ослаблению давления на него, переходу от карательных к аналитическим подходам в работе с экономическими преступлениями.
Риски законопроекта
Документ предусматривает подчиненность (назначение и увольнение) директора БЭБ президенту Украины, что противоречит п. 31 ч. 1 ст. 106 Конституции Украины.
Но уже есть решение профильного комитета ВРУ об изменении подчиненности, и на втором чтении проект будет предусматривать назначение и увольнение директора Кабинетом министров. Такая подчиненность соответствует мировой практике и является, по мнению профильных специалистов, оптимальной.
Одной из самых важных функций нового органа, по мнению экспертов, должна быть информационно-аналитическая, а в его работе должна превалировать интеллектуальная составляющая. В основе такой аналитической деятельности должен лежать мониторинг всех существующих баз данных. Деятельность Бюро должна базироваться на использовании собственных информационных ресурсов, данных и сведений из имеющихся источников и оценке больших массивов информации. Поэтому проектом закона необходимо предусмотреть объединение информационно-аналитических систем и баз, действующих в составе отдельных правоохранительных органов, в единый аналитический центр нового ведомства, что даст возможность повысить эффективность такой аналитической деятельности.
Проект не содержит ограничений (антиквот) на прием бывших работников правоохранительных органов (налоговых милиционеров, полицейских, прокуроров и т.п.). Целесообразно предусмотреть соответствующие ограничения, чтобы большинство сотрудников нового органа были специалистами не из государственной правоохранительной системы.
Кроме того, проектом на это время не предусмотрены последствия независимой оценки (аудита) эффективности деятельности БЭБ и его основные положения (кем проводится, полномочия этих лиц).
Также следует отметить, что в конкурсной комиссии, отбирающей директора БЭБ, — только представители власти. Предложенная проектом модель «3+3+3» (от ВРУ, президента и КМУ) расценивается как недостаточная для получения доверия общества. Поэтому целесообразно будет добавить еще трех представителей от экспертной/научной среды.
После определенных доработок страна может получить действительно профессиональный орган, который экспертная среда и бизнес ждут уже много лет. Он наконец отстранит разные силовые подразделения от какого-либо несвойственного контроля над бизнесом и давления на экономическую активность.
Олег Гетман, координатор экспертных групп Экономической экспертной платформы