Мифы о бесправии мусульманок

24.12.2016

Европейцы привыкли считать женщин времен Османской империи бесправными существами, изолированными от мира в гаремах мужчин. Но так ли это было на самом деле?

Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаем рассмотреть протоколы османских судов, касающиеся имущественных и семейных споров женщин.

Судебная статистика

Cемейное право османов основывалось на принципах не только мусульманского, но и местного обычного права, в основе которого лежат предписания духовных лиц и судей (фетвы), воспринимающиеся как прямое руководство к действию. Изучая реестры судебных дел османских судов, исследователи отмечают наличие большого количества споров с участием женщин в качестве истцов. «В подавляющем большинстве они показывают, что эти женщины были осведомлены о своих законных правах и активно отстаивали их в судах», — говорит турецкий историк, писательница американского происхождения Аслы Санджар.

В основном женщины обращались в суд для урегулирования вопросов, связанных с браком и его расторжением (Коран разрешает развод супругов), решения имущественных споров и получения гарантии своего финансового обеспечения. Когда они не добивались справедливости в местных судах, отправлялись в Стамбул со всех уголков Османской империи, чтобы подать жалобу в Высший государственный совет непосредственно султану.

Израильский профессор Хайм Гербер, исследовавший судебные реестры османов XVII и XVIII веков,

Османская миниатюра "Женщины жалуются кадию на мужчин"

Османская миниатюра “Женщины жалуются кадию на мужчин”

утверждает, что 77% всех судебных разбирательств с участием женщин выигрывали именно женщины. Одной из причин такого доверия было то, что суд являлся их покровителем. «Женщины в Османской империи нуждались в защите и поддержке своих прав, — считает австралийский профессор-востоковед Ивон Сенг, — а у кадиев (местных османских судей) была такая обязанность как защита слабых и беззащитных. Поэтому неудивительно, что суды поддерживали женщин в эффективном отстаивании ими своих прав».

Недействительный брак

Не так давно в Украине активно обсуждалась свадьба в Дагестане 57-летнего главы районного РОВД Нажуда Гучигова и 17-летней жительницы чеченского села Байтарки Луизы Гойлабиевой, к которой было приковано внимание не только российских, но и украинских СМИ. Ведь на ней присутствовал лично Рамзан Кадыров. Вид несчастной невесты не оставил равнодушными многих украинцев, которые в большинстве случаев все списывали на жестокие законы ислама, мол, женщина в мусульманском мире бесправна, поэтому ее мнения насчет брака никто и не спрашивает.

Но это не так. К примеру, в Османской империи по традиции девушку действительно выдавал замуж отец, в его отсутствие это мог делать дед, брат или другой родственник мужского пола. Если у невесты их не было, такие обязанности исполнял кадий, то есть османский судья. Взрослая женщина могла делать это без каких-либо представителей. Во всех случаях для юридической действительности бракаобязательно требовалось согласие невесты. В судебной практике османских судов активно рассматривались споры женщин, которые не желали выходить замуж против своей воли.

Писарь

Писарь

Вот один из таких примеров из судебного реестра кадия Амасьи 1624 года. Суть дела такова: отец девушки Хиджи Боли бинт Хусейн из села Салурджу Дере провинции Амасья выдал ее замуж за Сипахи Мехмед-бея (кавалериста, представителя служивого дворянства). Узнав об этом, девушка тут же пожаловалась кадию, желая расторжения этого брака, согласия на который она не давала, так как хотела выйти замуж за другого молодого человека — Ибрагима-челеби бин Кейван (скорее всего, представителя османской интеллигенции или духовенства). Кадий Амасьи в своей фетве признал такой брак недействительным на основании того, что девушка в зрелом возрасте, и отец не может выдать ее замуж против ее воли. Истице также было разрешено выйти замуж за Ибрагима-челеби.

Примечательно, что сватали дочек османские родители еще в детском возрасте. Потом, став девушками, они могли отказываться от предложенного им жениха. Если родители были против, дочери обращались в суд, как это сделала Аиша бинт Мустафа Баша. В своем иске, поданном в 1618 году, она указала, что достигла совершеннолетия. «Не признаю брак, подготовленный моим дядей Махмудом, и хочу прекратить его действие. Я назначаю своим представителем (опекуном) по всем вопросам Эмира Али бин Хамди. Али согласился быть моим представителем», — пишет она (20 41-2; 12 Джумадиуль-авваль 1017).

Брачный контракт

Еще одной важной чертой семейных отношений османов было заключение брачного контракта. Без него ни один брак в Османской империи не считался действительным. В нем нужно было указать имена невесты, жениха, родителей или опекунов, а также свидетелей. Наряду с этим обязательным было обозначение суммы махра (подарка жениха невесте) и таких условий супружества, как место семейного проживания, принятие мужем жены детей от прежнего брака и взятие им на себя обязанностей по их содержанию или обещание мужа прожить в моногамной семье (по законам ислама мужчина мог иметь четыре жены).

Нарушение этих условий может стать для женщины основанием для развода без потери права на материальное обеспечение. Ведь им муж дарил махр, который состоял из двух частей: первая — «махр-и муаджель» (немедленный) выплачивалась невесте во время бракосочетания, вторая — «махр-и муэджель» (отсроченный) — после развода или смерти мужа. «Для предотвращения возможных недоразумений в будущем, в брачном договоре подробно указывалось, сколько и в какой форме будет выплачиваться махр», — утверждает Аслы Санджар.

Как правило, мужья дарили невестам золото, серебро, а те, кто побогаче — драгоценные камни, товары или недвижимость. Без разрешения жен они не могли пользоваться этими подарками.

Помимо этого, именно мужчина был обязан нести все расходы жены и детей на питание, одежду, проживание, кров, прислугу, медицинские услуги и т. п. Если он отказывался это делать, жена могла пожаловаться в суд. Анализируя решения по таким делам анатолийских кадиев за 1880–1906 годы, турецкий ученый Рифат Оздемир пришел к выводу, что они применяли закон буквально, вынося решение о назначении истцам-женщинам ежедневной денежной помощи, за выплату которой был ответственен муж. Невыполнение решения кадия, как и невыплата первой части махра, наказывалось тюремным заключением.

Состояние Роксоланы

Портрет Роксоланы из архива турецкого историка Е. Кочу

Портрет Роксоланы из архива турецкого историка Е. Кочу

О том, как выплачивалась вторая часть махра, мы расскажем в следующей публикации, посвященной теме развода в Османской империи. А сейчас уделим внимание праву женщин того периода на собственность. Ведь они могли по своему усмотрению приобретать, контролировать и распоряжаться движимым и недвижимым имуществом. В качестве примера приведем хозяйственную деятельность султанши-украинки Роксоланы, которая из рабыни превратилась в супругу османского султана Сулеймана Великолепного.

Кроме денег он дарил ей земли, села и фермы в Иерусалиме, Египте, Мекке, Омане, Стамбуле, которые приносили немалую прибыль. Известно, что годичный доход только с полей и сел провинции Траблус (территории нынешних Сирии и Палестины) составлял 97 978 акче (османская серебряная монета), то есть 293 934 американских долларов (в основе подсчетов — цена 1 грамма золота в марте 2016 года). В то время Роксолана была самой богатой женщиной Османской империи. Но не занималась накоплением огромного состояния, а большую часть своих доходов отдавала на благотворительность. Для этого свое имущество — земли, имения, фермы, торговые лавки, доходные дома — она завещала специальным благотворительным фондам наследования — вакфам.

Примечательно, что в Стамбуле 36% вакфов основали в 1546 году именно женщины, среди которых крупнейшие принадлежали Роксолане. Первым ее благотворительным проектом стал построенный до 1550 года в Стамбуле комплекс (кюлие) Хасеки, то есть любимой фаворитки султана, состоящий из мечети, школ (для детей — сибьян мектеби и духовенства — медресе), столовой для бедных (имарета) и больницы (даррюшшифа).

В османских архивах имеются документы вакфа, в которых Роксолана описывает, сколько денег следует выделять на содержание ее кюлие и выплату жалования обслуживающему персоналу. Отдельно она указала требования к работающим там сотрудникам — учителям, врачам, поварам и т. п. В год только на столовую для бедных (имарета), в которой ежедневно кормили бедных и бездомных посетителей рисом, мясом с маслом и специями, сезонными овощами и фруктами, а на праздники — еще и сладостями, уходило 120 тысяч акче, то есть 360 тысяч долларов. Ее храмовый комплекс на то время стал третьим по значимости после комплекса султана Мехмеда Фатиха (Завоевателя) и Сулеймана Великолепного.

Подобные благотворительные комплексы Роксолана построила в Иерусалиме, Мекке и Медине. А еще она за свой счет возводила хамамы (общественные бани), фонтаны, караван-сараи (постоялые дворы) во многих провинциях Османской империи. Детальнее об этом можно прочесть в книге автора этих строк «Роксолана: мифы и реалии».

Примечательно, что большинство благотворительных комплексов этой султанши дошло до наших дней, а некоторые до сих пор выполняют свои функции. Так, в больнице кюлие Хасеки, построенной Роксоланой в Стамбуле, до сих пор лечат людей, в ее школах обучают богословов Турции, а в имарете (столовой) Иерусалима кормят бесплатно бедняков.

Массовая благотворительность

Титульная страница документов вакфа Роксоланы в Иерусалиме

Титульная страница документов вакфа Роксоланы в Иерусалиме

Известно, что в Стамбуле из 183 вакфов, основанных для возведения школ (сыбьян мектеби), 39 принадлежали родственницам султана и женщинам его гарема. Среди них была и наложница султана Сулеймана Гюльфем, которая на 20 лет позже его законной жены Роксоланы построила в районе Стамбула Ускюдар мечеть для женщин со столовой для бедных, медресе и сыбьян мектеби. Для этого она пожертвовала в вакф в районе Саманвиран Стамбула 24 комнаты, 10 комнат вокруг блошиного рынка, в районе Хаджи Ювейса — один дом, четыре магазина, шесть домов вокруг хамама Аладжа и многое другое.

Такие комплексы в провинциях строила и мать султана Сулеймана Айше Хафса, а также другие султанши, жившие на протяжении 600 лет. Ведь ислам велит мусульманам делать добрые дела.

Благодаря активной благотворительной деятельности женщин Османской империи, которые отдавали свое имущество в вакфы, нищие в Стамбуле и провинциях Османской империи не умирали от голода и холода, а дети простолюдинов бесплатно получали начальное образование. О таком могли только мечтать бедняки и аристократки европейских монархий.

 

Останні записи поза темою

Нас підтримали

Підтримати альманах "Антидот"