НОВИНИ

25.04.2024

24.04.2024

23.04.2024

22.04.2024

20.04.2024

19.04.2024

18.04.2024

17.04.2024

РУБРИКАТОР

Взятка или “подстава” СБУ? В Одессе суд оправдал прокурора, обвиняемого в вымогательстве $5000

21.03.2020

Приморский райсуд Одессы признал невиновным и оправдал прокурора, которого в марте 2016 года задержали при получении взятки в 5 тысяч долларов. Соответствующее решение опубликовано в судебном реестре. В нем указано, что обвинения суд признал недоказанными, а «взяткодатель» вообще заявил, что это была подстава.  

Согласно данным портала «Судебная власть», речь идет о прокуроре Александре Модебадзе. Его задержание произошло 29 марта 2016 года и было громким: спустя час представитель Генпрокуратуры назвал имя задержанного и заявил, что это – член команды прокурора области и замгенпрокурора Украины Давида Сакварелидзе. Самого «грузинского реформатора» в тот же день уволил тогдашний генпрокурор Виктор Шокин, как раз перед тем, как Верховная Рада отправила в отставку и его самого.

Это дело рассматривалось почти четыре года. Обвинительный акт поступил в Приморский суд 1 июня 2016 года.

Версия следствия

По мнению следствия, Модебадзе, который перешел в областную прокуратуру из местной прокуратуры №3 14 марта 2016 года, как-то узнал про дело о мошенничестве с квартирой умершего человека и решил на этом заработать. На квартиру, которая была под арестом, претендовала женщина, представившаяся сожительницей умершего. Однако из-за ареста вступить в наследство она не могла и именно с этим якобы решил «помочь» прокурор за 5 тысяч долларов.

Деньги, как указано в материалах, он потребовал через следователя, который ранее вел это дело и был знаком с указанной женщиной. Передача денег состоялась 29 марта в автомобиле прокурора возле Приморского райотдела полиции. После этого его задержали сотрудники военной прокуратуры и СБУ.

Прокурора обвинили по ч. 2 ст. 369-2 УК Украины – получения взятки за влияние на принятие решения лицом, уполномоченным на выполнение функций государства. Наказание – штраф или лишение свободы до 5 лет.

Версия прокурора

По словам Александра Модебадзе, в тот день он ехал на заседание в Приморский райсуд Одессы. Когда он  проезжал мимо Приморского райотдела, ему позвонил следователь и сказал, что видит его. Прокурор остановился, следователь сел в автомобиль и они начали общаться по делу о взятке на «Привозе». После этого следователь вышел, а к машине подбежали сотрудники СБУ. При этом, как утверждает прокурор, денег ему никто не передавал.

Он предполагает, что перед выходом следователь мог подбросить ему деньги в боковой карман передней двери. Далее автомобиль опечатали. Обыск начали, когда привезли соответствующий документ из суда.

«Сотрудники СБУ проводили обыск в автомобиле якобы под видеозапись, но видеозапись, как выяснилось позже, фактически не осуществлялась». Адвоката ему по его просьбе не предоставили. Присутствовали двое понятых. При проведении обыска денежные средства в сумме 5000 долларов США с автомобиля не изымались. Протокол обыска автомобиля на месте не составлялся. Правоохранители во время обыска не демонстрировали денежные средства», – приводит слова обвиняемого суд.

В суде прокурор заявил, что во время обыска денег в его машине не нашли. Это на одном из заседаний, как указано в решении суда, подтвердил следователь, который их якобы и подбросил, и один из понятых.

Что установил суд

Как выяснилось в суде, следователь со знакомой пытались завладеть квартирой умершего мужчины. Женщина представилась гражданской женой умершего, хотя с ним не была знакома, и через суд пыталась вступить в наследство. Об этом узнали в СБУ и в середине февраля 2016 года вызвали его к себе. Там его якобы заставили написать заявление на Модебадзе – о том, что тот требует у них взятку. Такое же заявление сказали написать и его подельнице. Между собой женщина и прокурор, как утверждает следователь, знакомы не были.

Мужчина в суде сообщил, что сотрудники СБУ указывали ему что говорить на встрече с прокурором, чтобы спровоцировать его, поскольку все встречи записывались. Например, называть статьи 190 и 115 Уголовного кодекса – мошенничество и убийство. При этом, говорит следователь, никаких денег ни его подельница, ни сотрудники СБУ ему не передавали и он, соответственно, не давал их Модебадзе. Также он заявил, что все обстоятельства дела инсценированы сотрудниками региональной военной прокуратуры и областного управления СБУ.

«Определяя роль правоохранительных органов при расследовании этого уголовного производства, суд считает, что правоохранительные органы не ограничились при этом пассивным расследованием, а искусственно создали соответствующие условия для совершения преступления с целью его дальнейшего разоблачения, то есть данное преступление было фактически смоделирован правоохранительными органами», – указано в решении.

Почти все доказательства, которые предоставило следствие, суд признал недопустимыми. Например, рапорт про обнаружение уголовного правонарушения, заявления следователя и его подельницы, так как они идентичные, что указывает на отсутствие волеизъявления, протокол обыска автомобиля подозреваемого.

Также в категорию недопустимых доказательств суд причислил якобы изъятые из автомобиля 5 тысяч долларов. В суде установили, что валюта принадлежат СБУ, однако кто, когда, откуда и на каких условиях их получил – неизвестно. Кроме того, деньги не были присоединены к делу как вещественное доказательство и не описаны в протоколе, как того требует закон.

По мнению суда, материалы негласных следственных действий, в частности, записи разговоров, не имеют прямых доказательств вины подсудимого. Они только доказывают факт их общения. А поскольку в протоколах, составленных по результатам этих негласных действий, нет информации при помощи чего и кто их делал, их суд также признал недействительными.

Приморский райсуд Одессы признал Модебадзе невиновным в этом деле. Решение судья Анатолий Дерус вынес 3 марта 2020. Приговор еще могут обжаловать в апелляции.

Источник

Нас підтримали

Підтримати альманах "Антидот"