Приказ Луценко фактически дал право региональной прокуратуре блокировать работу ГБР
27.08.2019
Государственное бюро расследований – орган, который обладает особым статусом в Украине. Бюро имеет полномочия расследовать уголовные производства в отношении правоохранителей, судей и высокопоставленных госчиновников, включая министров. Естественно, такая ситуация нравится далеко не всем, и хотя ГБР существует менее года, его функции и возможности пытаются всячески ограничить.
Подробней об этом рассказал глава правления «Союза юристов Одесской области», руководитель юридической компании Partner Legal Александр Рябец.
– Правоохранители в регионах часто сотрудничают с судьями и органами местной власти, иногда даже имеют дружеские отношения с их представителями. Увы, иногда это приводит к возникновению незаконных взаимоотношений между ними с коррупционными составляющими.
Задача бюро, в том числе, ликвидировать эту «связку», поскольку согласно Закону «О ГБР», данный орган наделен особым статусом и гарантирует независимость от незаконного воздействия на его сотрудников. Вполне логично, если бы единственным органом, который мог бы осуществлять надзор за следствием, была бы Генеральная прокуратура Украины, сотрудники которой никак не связаны с региональными властями.
Но Генпрокурор Юрий Луценко своим Приказом №51 от 28.03.2019 года фактически дал право региональной прокуратуре осуществлять надзор и блокировать работу ГБР в необходимых для них делах. То есть, согласно документу, который, кстати, прописан весьма расплывчато, региональные прокуроры могут осуществлять надзор над расследованиями, которые ведут следователи ГБР.
Закон не запрещает Генпрокурору делегировать полномочия другим прокурорам, но важно понимать, что Государственное бюро расследований открывает уголовные производства, в которых фигурируют сотрудники надзорного ведомства, которые теперь получили возможность влиять на закрытие этих дел. Это не соответствует принципам беспристрастности и справедливости, которые являются основой в работе ГБР. Это, то же самое, если бы в так называемом «янтарном деле» местная прокуратура получила бы возможность закрыть расследование по своему усмотрению, а в деле «Санатория Чкалова» в Одессе свои порядки продолжала бы наводить местная прокуратура. Полный абсурд, особенно кода в стране все еще процветает коррупция.
Единственная надежда на то, что новая власть обратит на это внимание. Ведь сам президент и представители «ЗеКоманды» декларировали масштабные расследования. А для этого нужно создавать Специализированную прокуратуру, которая будет осуществлять надзор за ГБР, аналогично как САП осуществляет надзор за НАБУ. Это в лучшем случае, а если говорить о минимуме, необходимо оставить надзор за Генеральной прокуратурой и не делегировать эти полномочия в регионы. Более того, нельзя забывать, что общество требует быстрых результатов и с этим необходимо считаться.