“Одной из ключевых целей судебной реформы является очищение и обновление судейского корпуса в соответствии с общественных ожиданий, восстановления доверия граждан к судебной ветви власти. Но достичь данной цели возможно лишь при условии активного вовлечения общественности в процессы реализации реформы и формирования нового судебного корпуса. С этой целью Законом “О судоустройстве и статусе судей” предусмотрено формирование Общественного совета доброчестности, который призван стать голосом общества в этих процессах.
11 ноября 2016 года Общественный совет доброчестности (в дальнейшем – совет или Совет доброчестности) сформирован. Все члены Совета понимают, какая большая ответственность лежит на нас, и что мы обязаны приложить максимум усилий, для того чтобы оправдать ожидания общества и сполна реализовать идею формирования честного и справедливого суда путем очищения и обновления.
Именно ощущение данного долга и стремление максимально эффективно воплотить концепцию судебной реформы заставляет нас обратиться к народным депутатам со следующим.
Основной задачей Совета доброчестности является сбор, анализ информации в отношении судьи (кандидата на судью) и подготовка заключений о его соответствии критериям добропорядочности и этики поведения. Такие выводы должны быть мотивированными, подтверждаются надежными источниками информации и беспристрастными. Члены Совета являются признанными специалистами в сфере своей профессиональной деятельности, имеют высокую профессиональную репутацию и отвечают критерию политической нейтральности и добропорядочности. Качественный состав текущего Совета полностью отвечает этим требованиям. Среди членов Совета есть признанные ученые, адвокаты, журналисты, общественные деятели, 6 кандидатов наук, 1 доктор наук”, – говорится в обращении.
Но, несмотря на высокие требования и стандарты, установленные как к членам Совета так и к их выводам, закон не придает этим выводам никакой юридической силы, отмечают в Совете доброчестности.
“Ни Высшая квалификационная комиссия судей, ни Высший совет правосудия не обязан учитывать выводы Совета доброчестности. К сожалению, всем известны случаи, когда очевидные факты недоброчестности отдельных судей, значительный общественный резонанс не препятствовали таким судьям успешно проходить официальные проверки. Все это лишь продолжало подрывать и так небольшое доверие к суду.
По сути, Совет доброчестности не имеет никаких реальных полномочий и инструментов для реализации ожиданий общества. В связи с этим у нас есть серьезные опасения, что наши выводы могут быть проигнорированы, а это приведет к еще большему разочарованию и разочарованию в обществе в судах и реформах. Удивительным является и то, что Совет добропорядочности, который будет получать и проверять информацию о недобросовестного или неэтичном поведении судей не сможет инициировать дисциплинарное производство в отношении такого судьи. Мы считаем, что для обеспечения действительно эффективной работы Совета и привлечения общественности к процессам отбора судей необходимо внести соответствующие коррективы в законодательство”, – сказано в сообщении.
В Верховной Раде на рассмотрении находится законопроект № 5180 от 23.09.2016 года “О Высшем совете правосудия”, который принят в первом чтении. Рядом народных депутатов, предложенные изменения к законопроекту, которые, по мнению членов Совета решают вышеперечисленные проблемы, суть которых заключается в следующем:
– при отрицательном заключении Совета добропорядочности судья может быть назначен только при условии, что за него проголосовало минимум 16 из 21 членов ВСП.
– Общественному совету доброчестности предоставляется право инициировать дисциплинарные производства в отношении судьи.
– устанавливаются законодательные основания для взаимодействия Общественного совета доброчестности с Высшим советом правосудия в рамках их полномочий.
“Обращаемся с просьбой поддержать данные предложения. Только при наличии реальных полномочий у Рады есть шанс, что голос общественности будет услышан, а доверие общества к судам начнет расти. Надеемся на искреннее желание народных депутатов обеспечить реальное воплощение судебной реформы”, – сказано в сообщении.