Как Комитет Верховной Рады рассматривал вопрос сокращения судейского вознаграждения
13.04.2020
Комитет Верховной Рады по вопросам правовой политики 9 апреля, в числе прочих, также рассмотрел вопрос временного сокращения судейского вознаграждения до 10 минимальных заработных плат, как ранее это предлагал сделать Кабинет министров.
В начале заседания Комитета, которое происходило посредством видеоконференции, его глава Андрей Костин («Слуга народа») повторил, что избежать значительного сокращения судейского вознаграждения в связи со сложной экономической ситуацией в стране и необходимостью противостоять коронавирусу, судя по всему, не удастся.
«Просто стоять на позиции, что судейское вознаграждение нельзя сокращать – нереалистично. Общество этого не поймет. Тем более что судьи с пониманием могут отнестись к временному снижению вознаграждения», – сообщил членам Комитета А. Костин.
Однако он тут же отметил, что позиция Комитета может заключаться в том, чтобы к зарплате (вознаграждению) всех работников бюджетной сферы, включая и судей разных инстанций, был применен следующий принцип – 10 МЗП с использованием коэффициента 0,5, при этом только на период действия карантина, включая месяц, в котором будет отменен карантин.
Также А. Костин сообщил, что Государственная судебная администрация нуждается в дополнительном финансировании в размере 5 млрд. 472 млн. грн. Эти деньги нужны на обеспечение ежедневных потребностей судов – оплата почтовых услуг, заработную плату для аппарата и т.д. Комитет предлагает поддержать выделение ГСА 3 млрд. 382,5 млн. грн., вместо 5 млрд. 328 млн. грн.
Затем, народные депутаты выступили со своими мыслями относительно предложений Кабинета министров.
Так, первый заместитель председателя Комитета Василий Нимченко («Оппозиционная платформа – За жизнь») заявил, что сокращение вознаграждения судьям целесообразно только при введении в стране режима чрезвычайного положения. Кроме того, если все-таки размер вознаграждения судьям будет сокращен, то такое сокращение должно коснуться не только судей, но и, например, зарплат руководителей «Нафтогаза» и «Укрпочты».
В свою очередь, народный депутат Сергей Демченко («Слуга народа») добавил, что нужно «резать» высокие зарплаты, например, у членов наблюдательных советов государственных предприятий и руководителей таких предприятий. «Сейчас мы просто ищем, как забрать деньги у одних, чтобы отдать другим. Получается, есть те, у кого можно забрать деньги, а есть те, кто является неприкасаемым», заявил С. Демченко.
Кроме того, он отметил, что конституционность такой меры, как снижение вознаграждения судьям, в целом вызывает вопросы. К тому же, есть соответствующие замечания к такой процедуре со стороны Высшего совета правосудия, Рады судей Украины и Верховного Суда.
Также С. Демченко отметил, что вопрос сокращения судейского вознаграждения надо было бы обсудить непосредственно с главами ВСП, ВС и РСУ и было бы неплохо, если бы сами судьи публично сообщили о своем согласии с временным сокращением судейского вознаграждения.
Коллег поддержал также секретарь Комитета Олег Макаров («Голос»), заявивший, что снижение размера вознаграждения судьям неконституционно. Он сообщил, что основными, кто пострадает от снижения вознаграждения, станут как раз судьи. «95% госслужащих получают заработную плату меньше, чем 10 МЗП. Народные депутаты в большинстве своем получают именно 10 МЗП, то есть, получается, что сами себе мы ничего не сокращаем. Основными пострадавшие будут судьи разных инстанций и сотрудники антикоррупционных ведомств», – сообщил О. Макаров.
Он добавил, что судьи сейчас, в условиях кадрового голода, и так работают за трех, а по поводу сокращения судейского вознаграждения раньше уже высказывался Конституционный Суд.
Впрочем, в ответ глава Комитета Андрей Костин сообщил, что он регулярно общается с судьями, и у судей есть понимание, что временное сокращение судейского вознаграждения возможно с учетом сложившейся в стране ситуации.
А заместитель главы Комитета Ольга Совгиря («Слуга народа») отметила, что КСУ, хотя ранее и признавал, что сокращение судейского вознаграждения является нарушением гарантий независимости судебной власти, но, тем не менее, сам же КСУ отмечал, что такое сокращение возможно в случае, если страна оказалась в сложной финансовой ситуации.
Однако народный депутат Сергей Власенко («Батькивщина») заметил, что в наблюдательных советах рада госкомпаний их члены получают по 200, 300 тыс. грн. или даже больше, а значит, прежде всего, нужно сокращать выплаты членам набсоветов. «Получается так, что один судья работает за трех, а мы берем и урезаем им вознаграждение», – отметил С. Власенко.
В итоге, на голосование Комитета были вынесены четыре предложения:
-Расчет судейского вознаграждения в размере 10 МЗП с использованием коэффициента 0,5, при этом только на период действия карантина, включая месяц, в котором будет отменен карантин.
-Заработная плата/судейское вознаграждение устанавливается в размере 10 МЗП для всех без исключения категорий, включая наблюдательные советы госкомпаний, но с привязкой к введению в стране чрезвычайного положения.
-Расчет судейского вознаграждения производится в размере 10 МЗП с использованием коэффициента 0,5, но с последующей выплатой судьям удержанной на период карантина частью их вознаграждения.
-Временное сокращение судейского вознаграждения до 10 минимальных заработных плат до конца карантина, как это предложил Кабинет министров
В итоге, по результатам голосования, большинство членов Комитета – 18, поддержали вариант расчета судейского вознаграждения в размере 10 МЗП с использованием коэффициента 0,5, при этом только на период действия карантина, включая месяц, в котором будет отменен карантин.
Впрочем, прислушается ли сессионный зал парламента к предложению Комитета по вопросам правовой политики – большой вопрос.