Действующий прокурор стал адвокатом и получил дисциплинарное дело за совмещение
08.09.2021
Высший совет правосудия 3 сентября 2021 года открыл дисциплинарное производство в отношении заместителя начальника Департамента уголовно-правовой политики и защиты инвестиций Офиса Генерального прокурора Николая Тридуба.
Основанием для такого решения Совета правосудия стало заявление Генеральной инспекции Офиса Генпрокурора о нарушении прокурором требований о недопустимости пребывания действующего прокурора в статусе адвоката.
Так, 25 января 2021 года Николай Тридуб после успешного судебного процесса был восстановлен в должности прокурора отдела надзора за соблюдение законов при производстве оперативно-розыскной деятельности управления надзора за соблюдением законов Национальной полицией.
Дело в том, что в декабре 2019 года Николай Тридуб был уволен из Генпрокуратуры в связи с провалом во время прохождения аттестации прокуроров.
Тогда по результатам собеседования в четвертой кадровой комиссии прокурор был признан не соответствующим занимаемой должности.
В последующем, 2 февраля 2021 года Николай Тридуб был назначен заместителем начальника Департамента уголовно-правовой политики и защиты инвестиций Офиса Генерального прокурора
Однако вскоре выяснилось, что, будучи прокурором Офиса Генпрокурора, 21 мая 2021 года Николай Тридуб принял присягу и стал адвокатом, согласно решению Совета адвокатов Черниговской области. При этом в тот же день прокурор приостановил право на занятие адвокатской деятельностью.
В обоснование своей позиции Генеральная инспекция Офиса Генпрокурора сослалась на постановление Большой Палаты Верховного Суда от 14 апреля 2021 года в деле № 826/9606/17.
В данном постановлении БП ВС пришла к выводу, что пребывание на должности прокурора несовместимо с занятием должности в каком-либо другом органе государственной власти, местного самоуправления и на государственных выборных должностях.
Кроме того, БП ВС отметила, что на прокуроров также распространяются ограничения относительно совмещения с другими видами деятельности, определенными Законом «О предотвращении коррупции».
Таким образом, прокурор, принимая присягу, принимает и такие ограничения, как недопустимость одновременного пребывания в должности и прокурора, и в статусе адвоката.
Действующий прокурор, пытаясь стать адвокатом, как отметила БП ВС, вступает во вне процессуальные отношения с адвокатским сообществом и органами адвокатского самоуправления.
Вдобавок ко всему, пребывание прокурора в статусе еще и адвоката, приводит к казусу, когда гособвинитель одновременно является и защитником прав.
«Верховный Суд обратил внимание, что в случае получения лицом, которое является прокурором, свидетельства о праве занятия адвокатской деятельностью и принятии присяги адвоката, такое лицо оказывается под действием двух присяг – прокурора и адвоката», – говорится в решении Совета правосудия.
Изучив поступившие материалы, в Совете правосудия решили открыть дело по заявлению Генеральной инспекции Офиса Генпрокурора в отношении прокурора Офиса Генпрокурора Николая Тридуба.