Антикоррупционные органы борются с коррупционерами, но не с коррупцией
26.05.2017
«Вся эта громоздкая и дорогостоящая система специализированных антикоррупционных органов в Украине направлена на борьбу с коррупционерами, а не на борьбу с коррупцией. Полагать, что коррупция порождается коррупционерами все равно, что полагать, что парус создает ветер», заявил генеральный директор Центра оценки социальных и экологических рисков (ЦОСЭР) Максим Павленко.
По его словам, реальной целью создания специализированных антикоррупционных органов было создание системы контроля за бюрократией. «Наши западные партнеры совершенно открыто ставят одним из условий помощи Украине создание такой системы. Они считают, что она поможет им быть уверенными в том, что помощь, в чем бы она не выражалась, не разворовывается, рекомендации выполняются, а бюрократия находится под контролем. Однако, эта задача тоже провалилась. И главная проблема здесь в неверном представлении о том, что собой представляет украинское общество и его правящая элита. Извечная ошибка, которую делают на Западе, причем делают ее уже пару веков – это представление о других обществах как о «недоразвитых» версиях своего собственного. Большинство затей «принести закон и порядок отсталым народам» можно считать провалившимися. И причиной здесь является именно это представление и нежелание понимать, как все устроено и как все работает на самом деле», отметил эксперт.
«Украинское общество — это сословно-феодальное общество, формирование которого завершается на наших глазах. Это означает, например, что бюрократии в ее западном понимании, здесь не существует. Должности существуют для людей, а не люди для должностей. Каждый человек в этой системе представляет не сам себя, а одну или несколько группировок, сами эти группировки являются частями других более крупных групп и так далее, вплоть до «профессиональных» сословий, каждое из которых «окучивает» определенные сферы деятельности и бережно охраняет их от вторжения других.
В нашем случае, сословиями являются «прокурорские», «судейские», «милицейские» и так далее. В такой системе правоохранительные органы в их изначальном смысле попросту невозможны. А создание новых органов просто еще больше расширяет эту систему.
Все это категорически не понимают наши партнеры на Западе. Об этом лучше всего говорят «высокие профессиональные требования» к кандидатам на должности в новых антикоррупционных органах. Эти требования фактически означают, что кандидат на должность борца с системой должен быть частью этой системы, причем успешной и лояльной ее частью. Так победить систему невозможно», считает Павленко.
«Единственный вариант, к которому мы рано или поздно придем, состоит в создании с нуля новой правоохранительной системы с учетом анализа того, как функционирует украинская сословно-феодальная машина. Причем без этого анализа нет даже смысла браться за эту задачу», – подчеркнул эксперт.