Эксперимент «Полицейский детектив»
19.06.2017
На днях министр внутренних дел Арсен Аваков и глава Национальной полиции Сергей Князев презентовали очередную составляющую реформы полиции. На этот раз изменения коснулись уголовного блока. С начала 2017 года в Украине проходит эксперимент «Полицейский детектив». Давайте разберемся в чем его цели и какова его суть.
Почему нужно что-то менять?
Количество открытых уголовных производств настолько велико, что, фактически, если нет установленной личности потенциального преступника или общественного резонанса, делом никто толком не занимается. Ситуация еще больше усугубляется тем, как организовано взаимодействие оперативного блока и следствия. Перед оперативниками ставятся свои цели (установление лица подозреваемого, сбор доказательств по делу), перед следователями – свои (передача дела в суд).
Кроме того, непосредственное рабочее общение между следователями и оперативниками затруднено – сотрудники из разных отделов, работающие над одним и тем же делом, взаимодействуют через руководство своих отделов. По сути, если следователь считает необходимым в рамках дела провести то или иное оперативно-розыскное мероприятие, ему нужно получить визу начальника следственного отдела, который, в свою очередь, обращается к начальнику оперативного отдела, который уже дает поручение оперуполномоченному.
Что же нужно делать?
1) оптимизировать нагрузку;
2) упростить взаимодействие опер-следователь;
3) добавить личную заинтересованность каждого сотрудника, как оперативников, так и следователей в достижении конечной цели – раскрытия преступления и передачи дела в суд.
Что уже реализуется?
В начале 2017 года на базе Бориспольского отделения полиции был начат пилотный проект «Полицейский детектив».
Термин “детектив”, как и “полицейский детектив” или “универсальный полицейский”, не более чем условность, поскольку в законодательстве ничего не менялось. По сути, оперативным сотрудникам дали полномочия следователей, дали вести уголовные дела полностью самостоятельно, а отделы оперативников и следователей объединили в единое подчинение.
На первом этапе проведения эксперимента показатели упали, но по итогам 4-х месяцев раскрываемость повысилась на 20%, а в суд стало уходить на 40% больше дел. Нововведение одобряют и оперативники, и прокуроры, и даже адвокаты отмечают более качественную подготовку материалов дела (что не всегда адвокатам нравится)).
На данный момент такой эксперимент решено расширить и проводить уже в 8 регионах страны, в каждом из которых выбрано по одному отделению. «Детективов» разбили на три группы: наиболее квалифицированные расследуют тяжкие и резонансные преступления, обычные – преступления средней тяжести но в большом количестве, а новички (и те, кого нужно чем-то занять) – преступления небольшой тяжести.
Эксперимент будет мониториться, оцениваться и масштабироваться.
Что дает появление «детективов»?
Каждый сотрудник несет индивидуальную ответственность за результат своей работы, и, как следствие, появляется личная заинтересованность в достижении результата. Кроме того, минимизируется бюрократия и отношения между руководителями. Однако, в одном человеке сложно объединить и технические навыки опера, и аналитические навыки следователя. Естественно, оперуполномоченным пока не хватает знаний и грамотности. А соотношение следователей и оперов (1 к 3-4) пока, по сути, не меняется, хоть концепция УПК и предусматривает, что следователей должно быть больше.
Что делать дальше?
прийти к балансу, ведь специализация все равно необходима, как и учитывание личных способностей;
оптимизировать алгоритмы работы;
усовершенствовать программы обучения, подготовки и повышения квалификации сотрудников;
менять законодательство с тем, чтобы закрепить концепцию на уровне закона, и туда же добавить предохранители нарушения прав человека.
В целом, не может не радовать, что реформы пришли в столь важный и сложный криминальный блок. Время перемен всегда не простое, потому полиции сейчас потребуется поддержка обществвенности.
Владислав Власюк