Каждому копу — по тысяче долларов?
12.01.2022
Верховной Раде предлагают установить минимальный оклад полицейского на уровне десяти прожиточных минимумов. Такая привязка может похоронить важную социальную реформу
О повышении зарплат полицейским заговорили в середине сентября еще во время подготовки в правительстве проекта госбюджета Украины на 2022 г. Вручая новые служебные автомобили полицейским офицерам громад, министр внутренних дел Денис Монастырский заговорил о низкой заработной плате правоохранителей как о факторе, который заставляет их менять работу. Он назвал диапазон зарплат в Нацполиции — 12-16 тыс. грн с надбавками и выплатами за выслугу лет.
Данные уточнил глава Нацполиции Украины Игорь Клименко. Он рассказал, что 12 тыс. грн — минимальное денежное содержание в его ведомстве, а средняя зарплата составляет 13 тыс. грн. Полицейские офицеры громад получают 14 тыс. грн.
Чиновники пообещали решить проблему во время бюджетного процесса, но значительных подвижек не произошло. В октябре первый заместитель главы МВД Евгений Енин заявлял, что средняя зарплата полицейского является самой низкой в системе органов правопорядка, и министерству для решения этой проблемы нужно еще 20 млрд грн бюджетных средств. 75% от этой суммы в ведомстве планировали потратить хотя бы на минимальное увеличение зарплаты не только полицейским, но и сотрудникам Нацгвардии и ГСЧС.
Однако парламент на эти просьбы не откликнулся. При утверждении госбюджета на 2022 г. расходы на МВД были увеличены ровно на 1 млрд грн. Бюджет Нацполиции был увеличен на 587 млн грн и в целом составил 36,2 млрд грн, что только на 1,8% больше по сравнению с 2021 г.
Отток кадров и подработка
Проблема низких зарплат полицейских возникла не сегодня. О ней периодически заявлял и предыдущий глава МВД. Характерно, что в начале реформы Нацполиции в 2015 г. в министерстве обещали зарплату полицейским на уровне 8-10 тыс. грн. Если на сегодня она около 12-16 тыс. грн, то следует задаться вопросом, почему индексация проходила настолько плохо .
«Зарплаты не успевали индексировать хотя бы на уровень инфляции, — говорит аналитик, глава Центра анализа и стратегий Игорь Чаленко. — Уровень средних зарплат в государстве растет, а у них практически нет. Соответственно уровень коррупции начал повышаться, вернулись «планы» у полицейских на дорогах. Фактически реформа, которая была внедрена после 2014 г., начала сворачиваться».
Еще одним следствием низких зарплат стал отток кадров. Например, как сообщала начальник Управления патрульной полиции Харьковской области Алена Стрижак, за 10 месяцев 2021 г. в ее ведомстве уволилось в полтора раза больше людей, чем в 2020 г.
Правовед и экс-руководитель районного управления полиция Киева Денис Ярославский называет отток полицейских из органов катастрофическим: «Сотрудникам кадрового аппарата дали задачу искусственно тормозить рапорта на увольнение. Например, в Харькове в одном серьезном райотделе в 2010 г. работало 35 сотрудников уголовного розыска, а сейчас пять — больше невозможно найти, — рассказывает эксперт. — Зарплата сотрудника следствия в звании майора, который проработал 15 лет, составляет 14 тыс. грн. А зарплата водителя службы доставки — 28 тыс. грн. Толковые полицейские со стажем пытаются перевестись в ГБР, потому что там зарплата у детектива от 70 до 100 тыс. грн, и процент нагрузки там меньше».
Будто в отчаянии достучаться к депутатам Монастырский подал новую идею — увеличить зарплату 350 тыс. сотрудникам МВД за счет детенизации акцизных сборов, тем более сами полицейские принимают активное участие в этом полезном процессе: «По результатам работы в прошлом месяце системы МВД поступления по акцизу увеличилось приблизительно на 1 млрд грн по сравнению с прошлым месяцем, — заявил Монастырский на заседании Кабмина 1 декабря. — Абсолютно реально увеличить эти средства на 10 млрд в следующем году и выделить их на денежное довольствие подразделений МВД. Это позволит постепенно повысить зарплаты на 20%».
Через несколько дней, уже после принятия госбюджета-2022, министр заявил на брифинге, что полицейским могут разрешить использовать внерабочее время для подработки, например, в охране. Эта инициатива якобы могла бы помочь найти выход из кризиса. Но согласно статье 66 закона о Национальной полиции Украины, полицейский во время прохождения службы не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме творчества, науки и преподавания. 20 декабря от «слуг народа» в Верховную Раду поступил законопроект №6450. Он может расширить возможности полицейского для подработки. В нем правоохранителю позволяется также заниматься медицинской практикой, быть инструктором, принимать участие в спортивных мероприятиях в качестве судьи. Кроме этого, полицейские со специальными званиями младшего, среднего состава полиции могут привлекаться к работе в полиции охраны в свободное от работы время.
Верховная Рада еще не рассматривала законопроект №6450, а может и не рассмотреть вовсе, поскольку затея абсурдная. Во-первых, где полицейскому брать время на подработку, а затем силы для основной работы. Министр Монастырский уже отмечал, что в полиции недостаток кадров в зависимости от региона составляет 10-30%, и копам часто приходится работать не сутки через трое, а сутки через двое. Во-вторых, профессия полицейского довольно специфическая и не подходит для совмещения, поскольку имеет ненормированный рабочий график.
Поможет прожиточный минимум
Работа над проблемой с зарплатами полицейских активизировалась в начале 2022 г. 6 января «слугами народа» был зарегистрирован законопроект №6506-1, цель которого — «осовременить» размер денежного обеспечения копов, внеся соответствующие изменения в закон о Нацполиции.
Авторы инициативы предлагают установить минимальный должностной оклад полицейских на уровне 10 прожиточных минимумов (ПМ) для трудоспособных лиц. На сегодняшний день это 24 810 грн, или $903. Для сравнения сейчас оклад оперуполномоченного, следователя или инспектора составляет 2700 грн, начальника отдела полиции — 4 тыс. грн, начальника департамента — 8 тыс. грн, главы Нацполиции — 40 тыс. грн, а его заместителя — 20 тыс. грн. То есть по этому закону, оклады вырастут у всех, кроме главы НПУ.
Как видим, размер оклада в разы отличается от размера средней зарплаты за счет всевозможных надбавок. И в новом варианте депутаты хотят, чтобы полицейским выплачивались ежемесячные надбавки — за выслугу лет. Минимальная доплата составит 5% при сроке службы один-два года, максимальная — 50% при сроке службы более 25 лет. Ранее эти надбавки определялись подразделениями кадрового обеспечения полиции и закреплялись в приказе руководителя органа полиции, а сейчас могут быть зафиксированы в законе.
Кроме этого, служащие будут иметь, как и раньше, доплаты за специальные звания, за работу, которая предусматривает доступ к государственной тайне, за научную степень, а также премии. Кстати, премии ограничат. Эта сумма не должна будет превышать 30% должностного оклада.
Предлагаемые нормы не придуманы депутатами сейчас. Очень похоже формируются зарплаты сотрудников Государственного бюро расследований. Единственное, что там оклады намного больше: у следователя он составляет 20 прожиточных минимумов, у директора — 30.
Впрочем, законопроект №6506-1 не выглядит полноценным решениям проблемы с зарплатами. Очевидно, он еще будет дорабатываться перед окончательным принятием. Резким противоречием выглядит то, что изначально заявлялось о необходимости поднять зарплату для рядовых сотрудников, а по инициативе «слуг народа» зарплата вырастет и у начальства, причем существенно, если учитывать опцию надбавок за срок службы.
Реформа под откос
Наконец, такой механизм повышения зарплат полицейским полностью противоречит важной реформе — изменению подхода к расчету прожиточного минимума. В начале лета 2021 г. Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект №3515. Согласно его нормам, прожиточный минимум будет рассчитываться как 40-50% от средней заработной платы в зависимости от года (сейчас это было бы около 5,6 тыс. грн). То есть прожиточный минимум резко вырастет более чем в два раза. Именно ради этого от прожиточного минимума хотят отвязать многие социальные выплаты и зарплаты, потому что денег на всех не хватит.
«У нас сегодня финансовая ловушка. Мы не можем увеличивать прожиточный минимум, поскольку есть такая привязка», — объясняла этот момент глава профильного социального комитета Рады Галина Третьякова.
Идея была в том, чтобы постепенно поднять привязанные к ПМ размеры минимальной пенсии по возрасту и некоторые другие соцвыплаты. Задумывалось так, что сначала минимальная пенсия по возрасту должна равняться 44% от ПМ, рассчитанного по новой схеме (то есть это 40% от средней зарплаты), а далее каждый год должна возрастать на 2 процентных пункта, пока не достигнет 100% от ПМ.
Но это было летом. Сейчас же возникла проблема с зарплатами полицейских, и законодатель ничего лучшего не придумал, чем воспользоваться достаточно простым и ходовым механизмом расчета оклада правоохранителей с помощью прожиточного минимума, что ставит под вопрос реформу этого социального стандарта, которая, кстати, разрабатывается уже не первый год.
Если законопроект №6506-1 примут в нынешнем виде, его будет непросто выполнить: потребуется дополнительно минимум 1,5 млрд грн в месяц, то есть 18 млрд в год. Будут и возмущения общественности — мол, полицейским повысили, а как же другие профессии. Например, в конце 2021 г. Кабмин уже третий раз отложил реализацию постановления №822 о повышении зарплат учителям до четырех прожиточных минимумов. Действие документа приостановлено на весь 2022 г. Для учителей это реальная проблема, потому что они получают еще меньше, чем полицейские.
Однако, как сообщил главы НПУ Игорь Клименко, за счет правительственных ассигнований полицейские все-таки получат повышенную зарплату начиная с января. В первую очередь зарплаты вырастут у патрульных, спецназовцев и полицейских в зоне ООС. Следующих повышений следует ожидать в апреле. При этом Клименко не стал называть никаких конкретных цифр о размерах повышений.
«Проблема в том, что они это делают в условиях тех денег, которые выделены в бюджете-2022. Ни копейки больше нет. Есть риск, что будет поднят оклад, но не будут выплачены какие-то премии. Если же они останутся, то придется пересматривать бюджет где-то в сентябре, чтобы перебрасывать дополнительные деньги на финансирование зарплат полицейских», — считает Игорь Чаленко.