Бойцы остаются на службе, несмотря на то, что уже находятся в статусе обвиняемых.
Дело против Андрея Хандрикина передано в суд следователями управления спецрасследований Генеральной прокуратуры. Его обвиняют в истязании участников Майдана (статья 127, часть 2). Наказание по этой статье может составлять от 5 до 10 лет.
Хандрикин является фигурантом эпизода 20 января 2014 г. на улице Грушевского, где на колоннаде на входе в стадион Лобановского избили двух участников Майдана. “Беркутовцы” сняли их с этой колоннады, раздели, издевались, а потом одели в другую одежду и доставили в райотдел. Суд пострадавших к уголовной ответственности решил не привлекать.
Также в этом деле в статусе обвиняемых проходят еще двое экс-сотрудников харьковского “Беркута” – Владислав Мастега и Артем Войлоков. Оба, уже будучи в статусе обвиняемых, выехали в России 11 апреля через пограничный пункт пропуска Гоптовка, что в харьковский области.
14 апреля появилось видео, на котором они еще с двумя обвиняемыми экс-беркутовцами харьковского управления утверждали, что в Украине им находиться опасно.
Дело против Владимира Рияко тоже уже передано в суд. Он единственный остался в Украине из трех фигурантов дела об избиении журналистов Громадського 28 января 2015 г. в милицейском пункте “Песочин” в Харьковской области. Тогда трое милиционеров остановили журналистов, когда те возвращались из зоны боевых действий. Оператору Константину Реуцкому заломили руки, бросили его на землю и украли у него флешку от камеры, на которую он пытался снимать действия правоохранителей.
Прокуратура квалифицировала такие действия как превышение власти, а нанесение повреждений, как препятствование деятельности журналистов, а также злоупотребление полномочиями, что наказывается лишением свободы от 3 до 5 лет лишения свободы. Для Рияко избрана мера пресечения в виде личного обязательства и он продолжает работать в харьковской полиции. На содержание имеет младшего несовершеннолетнего брата.
Еще двое фигурантов этого дела Александр Костюк и Виталий Гончаренко выехали из Украины. Костюк 11 апреля, а Гончренко 9 апреля через пункт пропуска Гоптовка. Они двое тоже фигурируют на видео вместе с Войлоковым и Мастегою.
Кроме эпизода с журналистами Громадського, Гончаренко также проходит обвиняемым по делу об убийстве трех активистов Майдана 18 февраля 2014 г. в Крепостном переулке в Киеве. 6 апреля суд изменил ему меру пресечения с ареста на личное обязательство. Поэтому пограничники не имели права его даже задержать.
Еще один фигурант дела об убийстве трех майдановцев, харьковский экс-“беркутовец” Александр Белов, находится под круглосуточным домашним арестом в Харькове. От службы он отстранен.
Адвокат Гончаренко, Рияко и Костюка, Валентин Рыбин, утверждает, что на суд его подзащитные, двое из которых выехали из Украины, появятся. И предполагает, что заседание суда, по сути, начнется через несколько недель. Также Рыбин уверен, что суды будут проходить независимо от того, вернутся обвиняемые беглецы, или нет, потому что в каждом эпизоде остается хотя бы один фигурант дела.
В Генпрокуратуре же утверждают, что сделали все от них зависящее, чтобы привлечь “беркутовцев” к ответственности: следствие завершили против них, в суд передали, аргументы судьям, почему подсудимые могут скрыться, если не избрать им надлежащую меру пресечения – привели.
“Это уже вопрос к суду, как они решили выпустить под личное обязательство человека, который имеет 115 статью – убийство”, – сказал следователь управления спецрасследований.
Напомним, одного из четырех задержанных в июне 2016 года сотрудников экс-подразделения харьковского “Беркута”, Артема Войлокова выпустили из-под стражи в октябре 2016 года. В декабря 2016 года суд продлил Войлокову и Мастеге меру пресечения в виде ночного домашнего ареста на 2 месяца.