Дорого и плохо

10.04.2017

Попытка реформировать отечественную милицию по американскому образцу создала дивный экземпляр сияющего непрофессионализма. Почему так произошло и во сколько обходится бюджету поддержка иллюзии правового и безопасного государства, разбирался “Апостроф”.

В 1970-е годы уровень доверия к полиции США не превышал 20%. Практичные американцы создали специальную комиссию Кнаппа, которая, изучив работу полиции в Нью-Йорке, пришла к выводу, что дела из рук вон плохи. Она направила в минюст и прокуратуру США рекомендации, легшие в основу реформирования полицейской системы всей страны.

Кандидат в копы должен закончить не краткосрочные курсы, как у нас, а пройти годовое обучение в полицейской академии. Рядовой полицейский назначается на должность детектива только после того, как проявил себя во время патрулирования улиц. Через пять лет он может подняться еще на одну ступень, сдав экзамены. В дальнейшем его могут повышать в звании только после трехлетнего пребывания на предыдущей должности.

Комиссия порекомендовала, чтобы каждый начальник лично отвечал за подчиненных, а в полицейских департаментах появились отделы внутренней безопасности, в которые может обратиться любой гражданин. Эти же отделы занимаются внедрением в другие подразделения сотрудников под прикрытием.

Чтобы правоохранители не отрывались от народа, их обязали привлекать волонтеров для патрулирования улиц и охраны порядка (аналог советских народных дружин). Добровольцы проходят краткие курсы, получают униформу и патрульный автомобиль. В Нью-Йорке на 40 тыс. приходится 4 тыс. добровольцев. А еще начальников полиции обязали иметь осведомителей из граждан, которые фиксируют нарушения копов и за вознаграждение извещают о них.

Кроме того, в США создали легальные общественные организации, контролирующие полицейских. В Сан-Франциско, например, это “Комитет по рассмотрению жалоб”, имеющий право проводить собственное расследование. Свои выводы он направляет начальнику полиции, который и решает судьбу проштрафившихся сотрудников.

И еще одно нововведение, которое нам стоило бы перенять. Работу полиции оценивают не по ее отчетам, а ориентируются на регулярные опросы населения, касающиеся ее эффективности. Их проводит Институт Гэллапа. В результате в 2008 году полицейским доверяло 73% американцев, а в Сан-Франциско – 85%.

На зависть СБУ

Когда заходит речь об украинских силовых структурах, то на ум приходит только одно: “Дорого и плохо”.

Для сравнения приведем показатели бюджетного финансирования гражданских ведомств.

Давайте переведем дух и разберемся. Итак, содержание армии силовиков, в которую входят ГПУ, МВД (включая Национальную полицию), Минобороны, НАБУ, Госбюро расследований и СБУ (ГФС, Госпогранслужбу и ГСЧС выведем за скобки), в нынешнем году будет стоить 153,242 млрд грн. При этом в нынешнем году на культурное развитие граждан запланировано только 3,254 млрд грн.

Нельзя не обратить внимания, что общие расходы на безопасность государства превышают издержки ПФ – 141,315 млрд грн. Но самое интересное в том, что наивысший приоритет получило МВД, которое в общей сложности переварит почти половину денег, предназначенных для безопасности – 75,847 млрд. грн. СБУ с ее бюджетом в 6,5 млрд грн может нервно курить в сторонке и завидовать своим коллегам.

Минфин 1 марта 2017 года указал, что общие расходы на оборону составили 6 млрд 344,9 млн грн (5,74% общего бюджета), а на общественный порядок, безопасность и судебную власть – 9 млрд 13 млн грн (8,15%). Нелишне будет упомянуть, что наши законодатели поглотят 121,3 млн грн, а суды всех инстанций – 110,7 млн грн.

В этой связи можно вспомнить высказывание о том, что народ, который не желает кормить свою армию, будет финансировать чужую. Разумеется, никто не будет возражать против того, чтобы Минобороны, долгое время находившиеся в коматозном состоянии, получило 64 млрд грн. Но ведь из этой суммы на закупку оружия и развитие ОПК придется всего 6,3 млрд грн.

Новое дороже старого

Другое дело – МВД. Это ведомство, исходя из затрат бюджета, холят и лелеют. Чем же это вызвано? Нюансов много, но самая главная причина – неустойчивость нынешней власти.

А теперь сделаем небольшой анализ. В бюджете 2016 года на МВД было заложено 40,8 млрд грн, что значительно больше запланированных 16,05 млрд в 2013-м. Соответственно при таком финансировании вроде бы должна увеличиться и его эффективность. В противном случае возникает вполне закономерный вопрос, стоило ли затевать реформу МВД, если на выходе имеем худшие показатели.

Уголовной статистикой у нас занимается Генпрокуратура, ее данными и воспользуемся.

Как видим, показатели старой милиции образца 2013 года выглядят намного лучше, чем новой полиции, несмотря на то, что денег последняя стала получать намного больше. Собственно говоря, этот неприятный факт в феврале этого года подтвердил и генпрокурор Юрий Луценко, заявивший о том, что криминальная ситуация в большинстве регионов страны вызывает существенное беспокойство, преступность год от года растет.

Да и моральный облик некоторых полицейских, мягко говоря, не блещет. Например, в ноябре 2016-го двое полицейских, прибывших по вызову, украли коллекцию старинных монет стоимостью в 200 тыс. грн. Их задержали, когда они попытались реализовать нумизматические ценности.

В декабре 2016-го пресс-служба прокуратуры Харьковской области сообщила, что двое сотрудников одного из райотделов полиции приехали в квартиру, где умер 79-летний мужчина. Воспользовавшись тем, что родные дедушки находились в подавленном состоянии и не следили за посторонними, полицейские извлекли из верхней одежды умершего ключи от его квартиры и мобильный телефон. В тот же день они проникли в квартиру, украли телевизор, 800 грн и ключи от иномарки, которую впоследствии угнали.

А чего стоит инцидент, произошедший 17 марта 2017 года в Киеве. Председатель дома по ул. Березняковская, 22 вызвал патрульную полицию, чтобы зафиксировать и оформить яму во дворе.

“Прибыли, спокойно пообщались, пока не прозвучала фраза “писать не будем, не обязаны, и лист бумаги сходите, возьмите дома”. Я снова набрал 102, попросил прислать службу мониторинга и ответственного по району ПП. Закончив разговор со 102, коп начал толкать меня в живот, на просьбу не трогать руками спросил: “А что будет?” После чего уже втроем начали избивать меня”, – рассказал мужчина.

Позднее его доставили в Днепровское управление полиции, где оформили материал по ст.185 админкодекса (злостное неповиновение и невыполнение требования сотрудников полиции). Видео происшествия выложено в открытом доступе в интернете. Советую посмотреть, как трое молодцов в форме средь бела дня на глазах у прохожих выкручивают руки мужчине и дружно бьют его по различным частям тела.

Между тем глава МВД Арсен Аваков полон оптимизма. В интервью каналу ТСН в конце февраля 2017 года он заявил, что патрульная полиция на пике “восхищения и обожания” имела уровень доверия граждан 60%. Но сегодня он опустился до 40%.

Если исходить из опыта европейских стран, то устойчивая правоохранительная система появится в том случае, когда полиции будет доверять более 50% населения. По его словам, такая система появится через 3-5 лет, когда стабилизируется ситуация, а молодые ребята, набранные по конкурсам, “начнут занимать руководящие должности, наберутся опыта и перестанут разбивать машины, над которыми все потешаются”.

Реформа силовиков – это не только высокие зарплаты (в стране полицейских ежемесячно ловят на взятках), а вдумчивый анализ ситуации и разработка четкой и системной стратегии развития правоохранительной системы.

Алексей Горбенко

Остання Публіцистика

Нас підтримали

Підтримати альманах "Антидот"