Примеры для Авакова. Министры МВД, ушедшие в отставку по собственному желанию

18.06.2020

Мир знает немало примеров, когда министры МВД добровольно уходили в отставку после резонансных происшествий, ответственность за которые частично ложилась на силовое ведомство. Мы собрали кейс хороших примеров, к которым следует присмотреться Арсену Авакову.

В свежем интервью президент Украины Владимир Зеленский заявил, что министр внутренних дел Арсен Аваков сможет уволиться из Кабмина только после того, как поставит точку в деле об убийстве Павла Шеремета. До того вопрос об отставке министра поднимать в Офисе президента не будут. Главу МВД уже без всяких скидок можно назвать самым “долгоиграющим” министром в новейшей истории Украины. Придя к власти почти сразу же после бегства правительства Януковича в конце февраля 2014, Аваков остаётся в кресле главного силовика уже более 6 лет, и, судя по всему, покидать свой пост не намерен, несмотря на зашкаливающий рейтинг недоверия среди населения (74%) и провальную реформу полиции.

Полностью победить преступность пока ещё не удалось никому и проколов правоохранителей в мировой практике хватает, однако мало кто из глав МВД осмеливался сохранить портфель, имея в послужном списке хотя бы десятую часть “заслуг” Авакова. Этот материал “Комментариев” о тех, для кого честь своего мундира и ведомства оказались дороже места в Кабинете министров.

Отставки министров МВД: семейные обстоятельства

Добровольная подача в отставку в случае обвинений в кумовстве или “всплытия” грехов близких родственников – довольно распространённый сценарий для министра внутренних дел во многих странах. Но только не у нас. “Дело рюкзаков”, фигурантами которого выступали сыновья нынешнего главы МВД и экс-заместителя министра внутренних дел Сергея Чеботаря благополучно закрыли по решению прокурора САП, а всю вину на себя взял харьковский предприниматель Владимир Иванов, в итоге получивший условный год лишения свободы.

Интересно, что несколькими годами ранее в Турции арест сыновей министра экономики Зафера Чаглаяна и министра МВД Муаммера Гюлера по делу о коррупции в государственном банке послужил безоговорочным поводом для написания рапорта об отставке. Оба отпрыска топ-чиновников попались в ходе масштабной операции “Большая взятка” Турецкому управлению по борьбе с финансовыми преступлениями в связи с подозрениями во взяточничестве при проведении государственных тендеров. Примеру турецкого коллеги в 2017 году последовал глава МВД Франции Брюно Ле Ру после скандала с двумя его несовершеннолетними дочерями, которых он, будучи ещё депутатом, пристроил к себе в помощницы. На государственной ниве две девочки смогли заработать 55 000 евро. Хотя сам Ру и оправдывался, отмечая, что весь процесс трудоустройства проходил в рамках законности, в отставку он всё же подал.

Отставки министров МВД: фактор карантина

Преемник ушедшего с поста министра МВД Турции Гюлера, Сулейман Сойлу, тоже просил уволить его по собственному желанию. Правда, глава государства Реджеп Тайип Эрдоган просьбу не удовлетворил. Поводом для заявления послужила критика министра в отношении недавнего введения в стране 48-часового “коронавирусного” комендантского часа. Ограничительная мера была введена 11 апреля с 00:00 на территории всей провинции Зонгулдак, для жителей которой это стало полнейшей неожиданностью. О комендантском часе было объявлено всего за несколько часов до его введения, что спровоцировало огромные очереди в продуктовых магазинах. Именно Сойлу взял на себя всю вину за произошедшее. В наших реалиях вопросы кто будет отвечать за огромные очереди на украино-польской границе и астрономические поборы, когда за проезд в автобусе на расстояние в 200 метров с возвращающихся заробитчан брали по 350 грн, остаются риторическими.

Отставки министров МВД: резонансные убийства

Хватает в послужном списке нынешнего министра и резонансных убийств, так и оставшихся нераскрытыми. Даже если не сильно углубляться в этот вопрос, “шорт-лист” наберётся порядочный. Начиная от виновных в расстрелах во время февральских событий 2014 года и заканчивая целой вереницей “глухарей” – делах о взорванных в своих автомобилях полковнике разведки Максиме Шаповале, полковнике СБУ Александре Хараберюше, журналисте Павле Шеремете, расстрелянном публицисте Олесе Бузине и экс-депутате Госдумы РФ Денисе Вороненкове, а также смерти общественной активистки Екатерины Гандзюк. Само собой, несмотря на все заявления о том, что следствие уже на верном пути, виновные так и не были найдены и наказаны.

Два года назад министр внутренних дел Словакии Роберт Калиняк не стал коллекционировать в своём послужном списке резонансные убийства и подал в отставку почти сразу же после гибели журналиста-расследователя Яна Кучака, вызвавшей политический кризис и многотысячные протесты в Братиславе. 27-летний Кучак и его невеста были застрелены в своем доме. Незадолго до этого журналист работал над статьей о мошенничестве властей со средствами, выделяемыми стране Европейским Союзом, и возможной причастности к этому итальянской преступной группировки ндрангета. Событие спровоцировало отставку не только главы МВД. Вместе с ним “полетели головы” премьер-министра Роберта Фицо и его помощницы, экс-топ-модели Марии Тросковой, главы полиции Тибора Гаспара, секретаря Совета безопасности Вилиама Джассена и министра культуры Марека Мадарича. В апреле этого года убийца Кучака был приговорён к 23 годам заключения. Им оказался бывший военный Мирослав Марчек. Заказчиков хладнокровного расстрела, заплативших за контракт на убийство 70 тыс. евро пока не нашли.

В июле 2019 года в отставку подал ещё один министр МВД – главный силовик Румынии Николай Мога, успевший пробыть на должности всего 6 дней. Рапорт последовал после задержания в румынском городе Каракале 57-летнего мужчины, в машине которого была найдена бочка с человеческими останками. Жертвами зверского убийства стали два человека. При этом одна из них – 15-летняя девушка – накануне своей смерти трижды безрезультатно звонила в полицию с заявлением об изнасиловании и мольбой о помощи. Полиции понадобилось почти сутки чтобы найти подростка, но к тому времени она уже была мертва. В связи с разгоревшимися протестами Мога анонсировал увольнение виновных сотрудников ведомства и сам покинул пост ради сохранения авторитета министерства.

Отставки министров МВД: ответ за подчиненных

Несмотря на все попытки замминистра МВД Антона Геращенко оправдать своего шефа в связи с недавними событиями в Кагарлыке, где полицейские избили и изнасиловали свидетельницу, преступление, совершенное представителями правоохранительных органов – достаточно веский повод для подписания министром МВД рапорта об отставке. Во всяком случае, после событий в татарстанском ОВД “Дальний” министр местного МВД Асгат Сафаров поступил именно так. Скандал разразился из-за смерти неоднократно судимого Сергея Назарова, который был задержан полицейскими, а затем избит и изнасилован бутылкой из-под шампанского на территории отделения.

Тем временем список “достижений” отечественных правоохранительных органов будет неполным если не добавить к Кагарлыку ещё двух застреленных детей (5-летнего Кирилла Тлявова из Переяслав-Хмельницкого и 17-летнего Михаила Медведева), задержанную в начале июня преступную группировку, которую организовал начальник полиции Павлограда, а также присутствие в органах таких сомнительных кадров, как, например, Евгений Дейдей, который был осуждён за разбойное нападение. В 2012 году он вместе с подельником занимался грабежами с использованием огнестрельного оружия на улицах вечерней Одессы, за что был приговорён к 5 годам лишения свободы. Практически сразу после Революции достоинства дело о “подвигах” Дейдея загадочным образом исчезло из архива Суворовского райсуда, а сам он прошёл в Верховную Раду от партии “Народный фронт”, о чём пишет в своём блоге журналист Владимир Бойко. Сегодня Дейдей – координатор батальона патрульной службы милиции специального назначения “Киев-1” Главного управления МВД Украины. Дела у него идут хорошо. Поговаривают, что его нигде не работающая супруга недавно приобрела элитное авто Maserati Quattroporte.

Как не вспомнить к слову, что, например, в 2015 году глава МВД Грузии Александр Чикаидзе добровольно отказался от портфеля министра из-за одних только обвинений в покрытии участников преступления.

Причиной для отставки министра в странах ЕС может быть даже неосторожное обращение полицейского с оружием и вовсе смешное по сравнению с инцидентом в Княжичах, где при невыясненных до конца обстоятельствах погибло пятеро правоохранителей, вступивших друг с другом в перестрелку. Так, в ноябре 2015 года рапорт об увольнении подал глава МВД Литвы Саулюс Сквернялис. Поводом послужил скандал, связанный с терактами в Париже и автоматами, выданными после них литовским полицейским. Один из правоохранителей ранил по неосторожности бездомного, а у второго табельный АК-47 был отобран психически неуравновешенным жителем Вильнюса. На поиски оружия и его похитителя отправили более 3000 полицейских, тогда как сам Сквернялис, если верить словам спикера парламента Лореты Граужинене, мирно спал у себя дома.

Отставки министров МВД: вина за теракты

В июле 2016 в отставку из-за масштабных терактов в Багдаде подал министр внутренних дел Ирака Мухаммад Габбана. В результате взрывов, ответственность за которые взяла на себя террористическая организация “Исламское государство”, погибло не менее 180 человек. Эти события стали самыми кровавыми с самого начала военной операции под руководством США в 2003 году.

К счастью, настолько масштабных трагедий на подконтрольной Украине территории не происходило, однако статистика точечных террористических атак достаточно высока. Так, только по официальным данным, с 2014 по 2017 годы в Украине было зарегистрировано 5804 уголовных дел по статье “террористический акт”. Или в среднем – 129 террористических атак ежемесячно. При этом одна из самых громких – взрыв и беспорядки у стен Верховной Рады 31 августа 2015 года, в результате которых погибли четыре бойца Нацгвардии и ещё 157 человек получили телесные повреждения – даже при наличии видео происходящего так и осталась безнаказанной. Сам Аваков недвусмысленно намекал на причастность “Свободы”, но судебные заседания благодаря присутствию в зале сторонников основных подозреваемых – бойца батальона “Сич” Игоря Гуменюка и его друга Сергея Крайняка из “Карпатской Сичи” – больше напоминали фарс.

Уход глав МВД по собственному желанию – далеко не редкость и министры оставляют свое кресло по совершенно разным причинам. Это и отставка в знак солидарности с уходящим правительством, и масштабные лесные пожары с жертвами, и сексуальные скандалы, и даже массовые заражения полицейских коронавирусом. Остаётся надеяться, что нынешний министр МВД Украины под обещанием уйти “неожиданно и в нужный момент” не имел в виду сбор полной коллекции всех возможных вариантов “залётов” своих зарубежных коллег.

Роман Дюкарев

Остання Публіцистика

Нас підтримали

Підтримати альманах "Антидот"