Профсоюз в погонах

08.07.2019

Полиция защищает наши права не только от криминала: профсоюз полицейских создал судебный прецедент, полезный для всех наемных работников в целом

Вы сталкивались с несправедливостью, когда вас и ваших коллег лишали премии по совершенно надуманным предлогам, а то и вовсе без таковых? Возможно, эта возмутительная ситуация скоро изменится. Днепропетровский Апелляционный административный суд после долгой юридической борьбы признал незаконной практику злоупотреблений при назначении и снятии трудовых премий. Инициатором иска выступил профсоюз полицейских «Правозащитники страны».

Крайне туманные нормы трудового законодательства позволяли руководителям назначать и снимать премии полностью по своему усмотрению. Долгое время суды считали, что не могут вмешиваться в этот процесс, витиевато именуя начисление премий «дискреционными» (т.е. исключительными) полномочиями руководителей предприятий. Сейчас в решении апелляционной инстанции эта ситуация названа по-другому – правовым произволом.

«Ответчик должен был придерживаться порядка, установленного положением о премировании полицейских, – подача рапорта с указанием конкретной причины, которая стала основанием для снятия премии, объявление об этом в приказе начальника ГУНП, сообщение под расписку полицейскому. Ответчик не предоставил доказательств выполнения этих требований.

По мнению коллегии судей, отсутствие прозрачности и необходимости обосновывать размер премий во время его установления руководством порождает правовую неопределённость и создаёт простор для произвола со стороны руководства, который не может подменять понятие дискреционных полномочий.

Коллегия судей считает, что суд первой инстанции не дал этим обстоятельствам должной правовой оценки», — отмечается в решении Апелляционного админсуда по делу №804/1875/18.

Наиболее ценное в данной судебной практике — то, что теперь активные профсоюзы и грамотные юристы смогут использовать её в аналогичных трудовых конфликтах не только в полиции, но и во всех сферах занятости.

За кулисами победы

Первичный профсоюз «Правозащитники страны» уже не первый раз становится известен своими яркими судебными победами. Сейчас полицейский профсоюз ведёт порядка 100 судебных дел по защите своих членов и зачастую проводит 3-4 судебных разбирательства в день. Познакомившись с юристом профсоюза Юлией Румянцевой, которая готовит исковые документы, мы не смогли сдержать удивления.

— Как такая милая девушка взялась защищать права больших вооруженных мужчин?

— Но ведь они сами не могут защитить себя перед начальством. Значит, кто-то же должен! – серьёзно отвечает Юлия. – Я познакомилась с председателем профсоюза в Интернете, где он вёл юридическую консультацию, и попросила его решить мне учебную задачу по уголовному праву. Сейчас очень благодарна ему за то, что он вместо этого заставил меня решить её самостоятельно.

Хотя сам глава первичного профсоюза Сергей Джихур — бывший участковый милиционер, он убеждён, что права полицейских должны защищать именно гражданские, в то время как полиция защищает гражданских.

— Полицейские под погонами — беззащитные люди. Они заражаются подневольностью, привычкой не перечить начальству. Тем более зачастую мы сталкиваемся с плачевной ситуацией, когда сами полицейские своих прав не знают, в связи с чем и не могут себя защитить, — говорит Джихур.

— Было бы здорово создать школу для гражданских и всех желающих сотрудников органов для того, чтобы обучить их защите своих прав, показать рычаги защиты, механизм реагирования на нарушения, методы деятельности профсоюза, подводные камни, рассказать, как работать в суде, – предлагает Юлия.

Пока что на такие занятия у полицейских нет времени — его после службы едва хватает на семью. Но профком и здесь нашел выход: сейчас лекции с юридическим ликбезом для сотрудников полиции Сергей Джихур читает онлайн, в специальной закрытой группе. Последней темой стали права сотрудников при отправке их в командировку.

— При командировании в другие города полицейским вместо командировочных предлагают: «Выкручивайтесь сами». Или ещё более откровенно провоцируют на коррупционные действия: «Ты полицейский, ты что, не знаешь, где брать командировочные? Иди и доставай!» После этой лекции многие сотрудники впервые за время службы поехали в командировку не за свои деньги! – рассказывает Сергей Джихур.

Увольнение за закрытые глаза

«Горожанин» уже рассказывал историю патрульного, которого не в меру исполнительное руководство оштрафовало «за сон на работе». Предоставив в доказательство тайком сделанную фотографию, где он с закрытыми глазами сидит в патрульной машине на автомойке. Незаконность этого наказания уже была подтверждена судом, однако с тех пор управление патрульной полиции умудрилось ещё раз оштрафовать патрульного по той же самой фотографии, снова проиграть дело в суде и, окончательно рассвирепев, уволить его с работы. И, разумеется, снова опростоволоситься в суде, причём 26 июня суд постановил выплатить сотруднику 122 000 зарплаты за время вынужденного (из-за незаконного увольнения) прогула.

— Приятно, что права сотрудника восстановлены, но ведь бюджет страдает из-за глупых амбиций руководителей, увлечённых личной местью. Эти деньги можно было бы пустить не на компенсацию, а на насущные надобности не избалованной деньгами службы, — отмечает Сергей Джихур.

Война за отпуск

Проблему кадрового голода и нехватки рабочих рук милицейские начальники решают весьма творчески: за счёт оставшихся подчинённых. Члены профсоюза столкнулись с ситуацией, когда начальство либо просто не регистрирует их рапорты о предоставлении законного отпуска, либо использует его как инструмент шантажа : «Если хочешь в отпуск, сделай это и это так, как я скажу». На этот случай профком разработал новый механизм – теперь такой неподписанный рапорт посылают в ГУНП области вместе с запросом от профсоюза предоставить информацию, какое решение было по этому рапорту принято. За отсутствие ответа на запрос профсоюза в течение пяти дней следует иск в суд.

— Нам рассказывают, что в последнее время генерал реагирует на такие запросы очень эмоционально. Были случаи, когда руководитель подразделения после этого приглашал полицейского и вежливо очень просил его больше не направлять рапорт через профсоюз и управление, обещая подписывать всё вовремя и без дополнительных условий, — делятся позитивным опытом в профкоме.

«Неоднозначно и по-детски»

— Сергей Викторович, недавно у вас состоялась встреча с руководителем Национальной полиции Украины. Довольны ли вы её результатом? По каким вопросам достигнут компромисс, а по каким нет?

— Не доволен, компромисса не достигли, — отвечает Джихур.

— Если мы так и напишем, то вас больше не будут приглашать на такие встречи?

— Будут, будут. Или вы думаете, я сам напросился на эту встречу? Мы подали в МВД прошение инициировать изменения в закон для более точного учёта рабочего времени полицейских, а значит, более корректной оплаты труда. Смотрите, у нас есть рабочий день и ночные смены. Но что делать с неоплачиваемыми часами между ними? С 6:00 до 9:00 и с 18:00 до 22:00, когда рабочей день еще не начался или уже закончился, — учёт рабочего времени никем не ведётся, хотя сотрудников привлекают к дежурствам, охране мероприятий, обслуживанию вызов и т.д.

Это прошение перепоручили почему-то рассмотреть главе Национальной полиции, хотя оно относится к компетенции непосредственно МВД – именно министры у нас обладают правом законодательной инициативы. Мне было приятно, когда Князев сказал, что давно хотел встретиться, что ему нравится формат нашей работы, хотя «иногда выглядит неоднозначно и по-детски». Но по сути прошения нам прямо сказали, что пока в Верховной Раде заседает нынешний состав, через него такое решение не протянешь. Значит, будем бороться дальше.

Полицейская школа жизни

— Практический вопрос: как сотрудникам юридически грамотно реагировать на нарушения своих прав, с которыми они сталкиваются?

— Рекомендую всем всё-таки изучить новый Устав, который был принят осенью. Там хорошо прописаны вопросы защиты прав. Я рекомендую фиксировать всё вызывающее сомнения на видео и аудио. Когда мы выкладываем запись, где руководитель требует чего-то незаконного, его, как правило, снимают.

Второе — писать рапорт об этом нарушении. Не бояться и не стесняться. Настоящий офицер, столкнувшись с беззаконием, поступит именно так. Кроме того, этим он снимает ответственность за нарушения с себя и перекладывает на своего командира – он сделал всё, что должен был.

Могу сказать, что когда человек получил опыт защиты прав своих или своих товарищей, он таким, как раньше, уже не будет. Это как таблетка от Морфиуса. Приятно видеть, как полиция меняется в процессе этой борьбы.

Беседовала Анастасия Цыгрик

Источник

Остання Публіцистика

Нас підтримали

Підтримати альманах "Антидот"