“Замуровали в хатах”. На Лукьяновское СИЗО обрушилась эпидемия кори
05.02.2019
В самом известном следственном изоляторе Украины – столичном СИЗО №13, где содержится более двух тысяч взятых под стражу и осужденных, вспышка кори.
С начала года здесь зафиксировано полтора десятка заболевших, но арестанты утверждают – ситуация гораздо серьезнее, и близка к критической. Уже две недели в Лукьяновском СИЗО темой №1 выступает информация о возможном введении общего карантина в учреждении.
“Страна” выясняла, кто занес заразу в режимный объект, как из-за эпидемии кори поменялся арестантский быт и что на этот счет говорят чиновники.
Хронология эпидемии
Напомним, что еще 23 января было объявлено – с учетом тревожных тенденций Украина оказалась в шаге от эпидемии кори. В настоящее время эта тенденция не спешит идти на спад, но Минздрав до сих пор тянет с признанием ЧП де-юре.
По информации нардепа Татьяны Бахтеевой, только в течении прошлой недели заболело 3 279 людей и зафиксирован один летальный исход вследствие осложнений этого заболевания. Заразный недуг сражает детей и взрослых по всей стране: общее количество заболевших с начала года уже превысило 11 тысяч человек.
При этом корь, которая передается воздушно-капельным путем, уже давно вышла за пределы детских учреждений. Заболевшие выявлены среди сотрудников Шевченковского райодела полиции Киева, военнослужащих воинской части №3008 в Винницкой области, а в середине января дошла очередь и до арестантов Лукьяновского СИЗО.
Количество заболевших здесь в интерпретации источников варьировалось: изначально сообщалось о десяти случаях, затем – о семи.
Источник “Страны”, близкий к администрации Лукьяновского СИЗО, утверждает – в настоящее время число заболевших корью зеков составляет 16 человек.
“Это все мужчины, в женском блоке не выявлено ни одного случая. 14 января зафиксировали вспышку – это были первые семь заболевших арестантов, затем их число выросло до двенадцати. За последние полмесяца добавилось еще четыре случая – два на прошлой неделе, и два на текущей”, – говорит наш собеседник.
Что говорят арестанты и юристы
У обитателей СИЗО и юристов, которые по роду деятельности посещают “Лукьяновку”, свои подсчеты вокруг даты начала распространения заразного заболевания.
Адвокат Лариса Вербило вспоминает – еще в августе 2018 года вспышка кори фиксировалась среди арестантов.
“Тогда вводили карантин в камерах, где была зафиксирована болезнь. К этим подстражным не пускали и их не вывозили”, – отмечает Вербило.
В результате, из-за отсутствия доставки из СИЗО было перенесено несколько судебных заседаний.
Арестанты же называют другую дату активного начала распространения заразного недуга в “Лукьяновке”.
“С наступлением холодов, где-то с ноября, в СИЗО начали привозить много асоциальных элементов. Чаще всего, это бомжи, которым шьют мелкие кражи. Их начали подсаживать в “хаты”, где обитают те, кому вменяются тяжкие статьи – убийства, разбои. “Новичков” не выгоняли, это ведь не по понятиям, бомжи ведь не косячили. Но именно кто-то из них и занес заразу, а дальше все пошло по цепочке”, – считает один из зеков.
Другой узник СИЗО говорит “Стране”, что на всех этажах учреждения в настоящее время есть камеры, которые находятся на карантине.
“Никого из заболевших не вывозили для стационарного обследования, просто изолируют “хаты”, где они сидят. Всех, кто контактировал с подхватившими заразу фактически “задраили” в камерах – не выпускают на прогулки, запретили им свидания и передачи с воли, местную еду передают через окошко. Ставят табличку на камеру, и замуровывают там. При этом лекарств никаких не дают, а на все СИЗО одна медсестра”, – говорит арестант.
По его подсчетам, суммарно на карантине таким образом оказалось 8-10% сидельцев Лукьяновского СИЗО, которые рискуют повторить судьбу заболевших. В администрации называют эти цифры преувеличением.
“Если бы 200-250 человек подхватили корь, на входе уже висел бы замок. По состоянию на середину января в контакте с заболевшими находился 71 арестант. Вот как раз в их отношении и установлены ограничительные меры. Вводить всеобщий карантин на территории СИЗО в таком случае отсутствует необходимость”, – поясняют чиновники “Стране”.
“Маска вам не поможет”
Как живет в таких условиях СИЗО на своем опыте выясняла адвокат Марина Мацегора. Защитник посетила изолятор в конце января. “В отдельных корпусах там карантин, тех кто там содержится на свидания не выводят. Но моего подзащитного мне дали, все ок”, – пишет Мацегора в Facebook.
При посещении Лукьяновки адвокат в целях безопасности надела медицинскую маску. Выяснилось, что даже такими атрибутами профилактики арестантов никто не снабжает. “В масках не видела никого. На мою была реакция в духе “она вам не поможет, хи-хи-хи”, – привела Мацегора реакцию обитателей и персонала СИЗО №13.
Собеседник, близкий к руководству изолятора, уверяет – еще с 15 января для предотвращения распространения кори создана комиссия по инфекционному контролю.
“Разработан и введен в действие план по предупреждению распространения заболевания среди лиц, взятых под стражу, – сообщил он. – Часть камер на карантине, но пока никого из заболевших не госпитализировали. Ввели также режимно-ограничительные мероприятия в СИЗО, есть запрет на переход в камеры, регулярно проводится влажная уборка и проветривание помещений, помывка в бане. Надеемся, что скоро ситуация стабилизируется”.
Виталий Губин