Новый глава Нацполиции – человек действия или бездействия?

14.02.2017

Итак, многомесячный марафон поисков замены Хатии Деканоидзе на посту главы Нацполиции Украины в среду завершился. Новым шефом всех полицейских страны стал 45-летний Сергей Князев — генерал полиции третьего ранга (по-старому генерал-майор), начальник департамента угрозыска Национальной полиции.

Новым шефом всех полицейских страны стал 45-летний Сергей Князев — генерал полиции третьего ранга (по-старому генерал-майор), начальник департамента угрозыска НП.

Безусловный фаворит Арсена Авакова — Вадим Троян — де-факто выбыл из борьбы за кресло главы НП еще до выявления формального несоответствия регламентным требованиям. Просто ряд грантодателей Нацполиции и МВД твердо заявили о прекращении финансирования в случае победы Трояна.

Князева же, в числе нескольких кандидатов, отобрала тщательно взвешенная, декоративная Конкурсная комиссия из 64 кандидатов, затем глава МВД Арсен Аваков представил Князева на утверждение в Кабмин, что тот и сделал 8 февраля. В тот же день Князев вместе с министром Аваковым и своим недавним начальником, а ныне заместителем министра внутренних дел Вадимом Трояном провели пресс-конференцию по делу об убийстве журналиста Павла Шеремета.

И на этом брифинге сразу проявилась одна из черт Князева — его явное нежелание раскрывать любые детали розыска и следствия. Именно его ответы были самыми обтекаемыми и общими типа “на этом этапе говорить рано”. Впрочем, во времена всеохватного бессмысленного и беспощадного пиара, коряво-ораторскую сдержанность Князева можно, скорее, отнести к плюсам. Карьерный милиционер редко когда ведет себя иначе.

25 лет Сергей Князев проходил свое становление вместе с системой. Беседы с немногими людьми, знающими Князева, позволили сделать вывод: новый начальник Нацполиции обладает знаниями и опытом для того, чтобы снизить показатели конкретно-криминальной преступности, но, вероятно, не имеет качеств, позволяющих надеяться на снижение уровня преступности “политической”. Но об этом чуть позже.

В системе МВД большую часть времени он провел на оперативной работе либо на руководстве таковой. Князев начал службу в Белой Церкви, дорос там до начальника криминальной милиции, т.е. шефа как раз всех оперов; руководил угрозыском Киевской области в непростые времена поисков знаменитого “боярского маньяка” Юрия Кузьменко, поймал его (по слухам, получив за это досрочно полковника); в сложные времена служил в Донецкой области; после знаменитой перестрелки в Закарпатье был “брошен” туда уже в качестве шефа областной милиции. Когда в Ровно выплеснулись наружу “янтарные войны”, возглавил там полицию региона. В Киеве посчитали, что Князев везде и со всеми задачами справлялся. Ввиду чего и стал начальником угрозыска страны.

Как бы соперниками Князева в “предвыборной гонке” за пост главы НП, в числе прочих, были еще два матерых розыскника, тоже генералы полиции Дмитрий Головин и Вячеслав Аброськин, руководящиеГлавными управлениями полиции, соответственно, в Одесской и Донецкой областях. По инсайдерским сведениям, у Князева с ними прекрасные отношения, он вообще ценит “оперское братство”.

Это немаловажно для будущего выстраивания отношений центра полиции с регионами, тем более что Одесская и Донецкая области, пожалуй, наиболее сложные в правоохранительном плане. В Донбассе, понятно, война, а Одесса “лидирует” по числу убийств и других тяжких преступлений. В январе, например, убийства там совершались чуть не каждый день, правда, почти все под руководством Головина раскрыты (недаром ведь Головин перед Князевым возглавлял угрозыск страны). Понятно, что если центр и регионы будут действовать слаженно, успехи будут более значительными.

Впрочем, есть еще один общий знаменатель у Аброськина и Князева — оба являются любимцами Василия Паскала, бывшего зама Авакова. Именно с подачи политически неоднозначного, но профессионально признанного Паскала, Сергей Князев возглавлял МВД Закарпатской области, а затем и Ровненской. Аваков к кадровым рекомендациям своего бывшего зама чуток по сей день.

Играя в “крестики-нолики” на кадровой доске, президент и Яценюк, все еще делящие между собой поле, договорились о том, кому уходит Нацполиция, а кому — ГБР. Разумеется, команде Яценюка все сложнее отстаивать свою территорию. Но в этой ситуации сторонам удалось почти невозможное — поставить “крест” на “нолике”.

Фаворитом конкурса на пост главы НП, как считали многие, был Вячеслав Аброськин. К этому посту несомненно опытный розыскник и “матерый мент” уверенно плыл, но возле берега попал в крайне неприятную историю с разгоном блокады “ДНР”. Кроме того, как утверждают в окружении министра, глава МВД относился к руководителю Донецкого главка с некоторой настороженностью. Авакова смущала излишняя лояльность Аброськина к президенту и чрезмерная чуткость к пожеланиям Рината Ахметова. Министру же посредники между ним и олигархом были не нужны.

Кандидатура Князева устраивала и Паскала, и его нынешнего работодателя Ахметова, и реципиентов Ахметова в “НФ”, и бизнес-партнера Ахметова на Банковой. Ахметов становится все более выраженным знаменателем во взаимоотношениях между собственниками действующей парламентской коалиции. Пусть даже не все в числителе отдают себе в этом отчет, а Ахметов не всех в знаменателе знает в лицо.

Но вернемся непосредственно к Князеву. Он, в отличии от предшественницы, не претендует на лавры реформатора: сам себе апендикс не вырежет. Совершенно очевидно, что Князеву необходим зам по реформе Нацполиции.

Если Деканоидзе была “заточена” на патрульную полицию и, собственно, все силы отдавала ее созданию, то Князев, ввиду биографии, безусловно, будет уделять повышенное внимание криминальному блоку, чью деятельность знает не понаслышке. В интервью он жаловался на большой некомплект оперов и отсутствие у большинства опыта. И здесь с руководителем НП нельзя не согласиться.

Если учесть, что при этом он уважительно отзывался о некоторых своих предшественниках, то представляется, что Князев вполне может постараться вернуть в полицию профессионалов, не мрачно себя запятнавших, а просто изгнанных, как “бывших” или разочарованно ушедших самостоятельно. Без этого не возродить агентурную работу, а Князев хорошо знает, как она необходима. Есть надежда на то, что новый назначенец предпримет все зависящие от него меры для снижения уровня преступности, заставит вспомнить либо научиться расследовать кражи, нападения, убийства. Ему б еще рост экономики в помощь…

При этом Князев — не политический бунтарь, и даже не политигрок. Он понимает свою роль в системе. Я был бы приятно и сильно удивлен, если бы Князев взялся ломать “крышу” системы теневых обменников или перекрывать поток весьма специфической продукции, направляемый с горловского “Стирола” на улицы наших городов…

 Выявленные журналистами проекта Bihus.info семь квартир, принадлежащие бывшей (но прописанной вместе с родителями Князева) жене могут говорить о склонности генерала третьего ранга к неуставному накопительству. С другой стороны, по информации ZN.UA, жена Князева – действительно бизнес-вумен, менеджерует ряд ремонтных бригад, оплату за работу которых получает жилыми площадями. В любом случае, Князев ущерб стране может нанести не своими коммерческими действиями, а специфическим бездействием.

Не буду голословным. В 2015-м  в Закарпатье на милицию перед местными выборами возлагались большие надежды. В первую очередь, в отношении недопущения массового подкупа избирателей. Эта проблема не единожды обсуждалась на совещаниях у губернатора: с конкретными распоряжениями, списками имен конкретных “скупщиков” и, разумеется, заказчиков. Подкуп избирателей — это подследственность милиции, которая, под руководством Князева, фактически самоустранилась от решения проблемы.

В связи с этим, сразу после выборов, заискрил Москаль: “Требую от начальника Закарпатского УВД Князева и его подчиненных прекратить разговоры о том, что милиция во время выборов вне политики. И провести комплекс оперативно-розыскных и следственных действий для установления виновных в подкупе избирателей и привлечения их к уголовной ответственности”. Более того, перед выборами — в “день тишины” — Москаль задержал в Мукачеве охранников балогинской компании “Барви”, которые разносили фальшивое обращение губернатора к избирателям Мукачева.

И сдал их в горотдел милиции. Разумеется, дело даже не довели до суда, хотя и все необходимые доказательства наличествовали. Многие надеялись на то, что “боевой мент” и АТОшник будет жестким, но справедливым и действительно попробует навести порядок. Но смелость противостоять врагу или бандиту — это одно, а смелость противостоять влиятельным людям — это другое. Две разные смелости. Похоже, Сергей Князев обладает только одной. Пусть хоть от нее будет толк.

Анатолий Марченко

Источник

Остання Публіцистика

Нас підтримали

Підтримати альманах "Антидот"