Несекретные материалы

09.09.2018

Хранить секреты сложно, особенно когда точно не знаешь, что именно следует скрывать и почему. Социальные сети, да и вообще коммуникативные технологии, делают нашу жизнь все более прозрачной для окружающих. Мы постоянно делимся какой-то информацией со знакомыми и даже с посторонними людьми. Инстинкт самосохранения подсказывает – делиться следует не всем. Что-то из наших личных данных наверняка может оказаться ахиллесовой пятой. Вопрос в том, что именно.

Большинство людей понимают, что в современном мире сообщить кому-то несколько цифр, написанных на кредитке, все равно что открыть доступ к своему кошельку. Но существуют и менее очевидные риски, связанные со сведениями, которые мы еще не привыкли считать секретными. Итак, предлагаем вашему вниманию несколько примеров личных данных, которые могут быть использованы против вас.

Копии паспортов и идентификационных кодов

Прошлым летом одной из самых обсуждаемых тем в украинском сегменте Facebook стала проблематичность оформления биометрических загранпаспортов из-за ажиотажа, возникшего вокруг возможности безвизового въезда в ЕС. Счастливчики, получившие этот документ, публиковали радостные посты и многие добавляли фото паспорта в раскрытом виде. Если вы тоже так поступили, немедленно вернитесь к этой публикации и удалите ее.

Захотите похвастать перед знакомыми какой-нибудь редкой визой, не нужно в подтверждение показывать консульский штамп. Подобные поступки – просто подарок для всевозможных “воров идентификации”. Во многих странах сегодня существует возможность совершить покупку в кредит на ваше имя или под ваше поручительство, располагая данными, идентифицирующими вашу личность. Как правило, это номер и серия паспорта, кем и когда он выдан, для загранпаспортов срок, до которого он действителен, плюс домашний адрес и место работы.

Два последних пункта легко установить. Сведения о трудоустройстве почти всегда есть в социальных сетях, а место жительства – по сути, справочная информация. Номер паспорта и идентификационный код – другое дело. Кроме вас их знает ваш работодатель, правоохранительные и фискальные органы. Теоретически, чтобы получить эти сведения, идентификационному вору придется очень постараться, если вы сами не упростите ему задачу.

Прежде чем заполнить онлайн-анкету, в которой требуются паспортные данные и код, или выслать кому-то фотокопии идентификационных документов по электронной почте, как минимум, убедитесь в том, что запрос – не ловушка. Не так сложно сфабриковать письмо или анкету якобы от серьезной организации, с которой вы и правда имеете дело. И точно не следует никому диктовать эти номера в телефонном режиме. В противном случае в скором времени может оказаться, что вы должны внушительную сумму за товары, которых не покупали.

Сведения о болезнях, лекарствах и других формах лечения

Три года назад была взломана база данных одной из крупнейших американских страховых компаний. По американским законам страховщики и медучреждения обязаны сообщать клиентам о случаях утечки личной информации. Сообщения эти не остались без внимания, компанию засыпали судебными исками. В основном те, кто приобретал медицинскую страховку, а значит, предоставлял самую подробную информацию о состоянии собственного здоровья и лечении. Очень многие из этих исков были выиграны, американские суды признали разглашение медицинской информации нанесением не только морального, но и материального ущерба. И не без оснований.

Хотите верьте, хотите нет, но очень многие работодатели в наше время тщательно мониторят информацию о своих потенциальных и уже нанятых сотрудниках. Медицинским данным уделяют особое внимание. Человеку, у которого серьезные проблемы со здоровьем, вряд ли предложат ответственную должность. Наниматель не станет инвестировать в его обучение и вообще не будет рассчитывать на него в долгосрочной перспективе. При прочих равных из двух приблизительно равноценных кандидатов на замещение вакансии всегда выберут более здорового.

Базы данных, содержащие информацию о состоянии здоровья отдельных людей, давно, хоть и нелегально, продаются и покупаются. В некоторых странах они стоят дороже, чем базы предпочтений и интересов, которые покупают для целевой рекламы. Предотвратить взлом базы компании, где вам оформили медицинскую страховку, или клиники, где вы проходили лечение, вряд ли удастся. Но стоит позаботиться о том, чтобы по крайней мере самому не стать распространителем нежелательной информации.

В обсуждениях на медицинских форумах лучше участвовать анонимно, публикаций в социальных сетях на такие темы не делать, а если есть привычка жаловаться на плохое самочувствие, от нее нужно избавиться. Важно понимать, что состояния здоровья ваших детей и родителей все это тоже касается. Особенно если они находятся на вашем попечении.

Документы, удостоверяющие права собственности или наследования

Правоустанавливающие документы, к сожалению, несложно подделать, особенно когда известны их реестровые номера. Умельцы, скопировавшие данные из акта права собственности на вашу квартиру или земельный участок, вряд ли смогут его продать – слишком велика вероятность разоблачения во время предпродажной проверки. А вот сделать залогом по долговым обязательствам, которые не собираются погашать, – вполне, такое случается нередко. Даже если на суде удастся доказать, что претензии кредиторов на ваше имущество неправомочны, потому что вы единственный законный владелец и в махинациях злоумышленников не участвовали, нервов и денег на это уйдет до обидного много. Тот же трюк можно проделать с автомобилем или другой движимой собственностью.

Чтобы избежать неприятностей, заведите себе правило никому никогда не посылать сканы правоустанавливающих документов. Запрос, сделанный по электронной почте, в смс или в телефонном режиме, может оказаться фальшивым. Подобные запросы – один из самых популярных в наше время видов мошенничества. В английском языке даже появились понятия fishing mail и fishing call – звонки и сообщения, которые “ловят на удочку”. Авторы обычно обращаются к людям от имени солидных контор, часто очень формально и даже с фирменными бланками, просят предоставить им копии документов. В действительности, если требуются копии, передавать их следует исключительно лично, предварительно удостоверившись в том, что принимающий бумаги человек несет ответственность за их дальнейшее использование.

Кредитная история

Вне зависимости от того, добросовестный вы заемщик или не очень, информацию о ваших отношениях с банками и другими кредитующими организациями лучше держать в секрете. Хорошая кредитная история вызовет нездоровый интерес идентификационных воров, для них это будет означать, что под ваше имя можно сорвать куш побольше. Плохая – помешает вашему продвижению по службе. Избегайте разговоров о непогашенных долгах, и уж конечно не публикуйте в социальных сетях жалобные посты о том, как трудно отдавать кредит. Человека, находящегося в таком положении, всегда первым заподозрят в организационном воровстве, участии в коррупционных схемах и т. д. Ему не доверят распоряжаться ресурсами компании, и, скорее всего, вообще не поручат ответственную работу.

Если у вас все наоборот – никаких долгов и на банковских картах открыты солидные кредитные лимиты, хвастать тоже не стоит – этим наверняка кто-нибудь захочет воспользоваться.

Планы поездок

Когда-то квартирным ворам приходилось прилагать немало усилий, чтобы найти подходящий объект и определить, когда хозяев не будет дома. Требовалось какое-то время последить за домом, который они наметили, понять, когда его обитатели уходят на работу или учебу, в котором часу обычно возвращаются. Иногда даже приходилось брать в долю “наводчика” – человека, который находил богатые дома и выяснял планы хозяев.

Благодаря социальным сетям все это стало необязательным. Пользователи так охотно демонстрируют свое благосостояние, что поиск мест, где будет чем поживиться, не составляет труда. Сколько человек живут в квартире или доме, обычно понятно по фотографиям, когда и куда они отлучаются – по геолокациям. Есть ли собака, тоже обычно видно по профилям хозяев. Но, пожалуй, самые ценные для воров сведения содержат радостные посты о том, что хозяева собираются в путешествие. Семейное фото на курорте с геолокацией почти наверняка означает, что квартира, где живет семья, пуста. Восторженное сообщение из аэропорта в духе “мы наконец-то выбрались на море” значит, что пустовать жилище будет еще несколько дней. Не хотите приглашать в дом воров – делитесь впечатлениями после возвращения из путешествий и не анонсируйте свой отъезд.

ДТП и судебные иски

Когда потенциальный работодатель хочет убедиться в вашей благонадежности, он выясняет все, что касается привычных для вас шаблонов поведения. Собирая сведения о потенциальном сотруднике, службы безопасности крупных компаний обращают особое внимание на его столкновения с правоохранительной и судебной системой. Поскольку полномочий делать официальные запросы в соответствующие органы у них нет, первоначальный поиск идет в основном по открытым источникам. Поэтому со стороны человека, надеющегося сделать карьеру, неразумно освещать в социальных сетях дорожно-транспортные происшествия, в которые он попадает, и судебные тяжбы, в которых участвует.

Был ли человек изначально прав или виноват, в данном случае несущественно. Разбираться в деталях дела, скорее всего, не будут, а просто предположат, что кандидат на замещение вакансии – человек конфликтный и/или ему трудно подчинять свое повседневное поведение конкретным правилам.

Мария Бондарь 

Источник

Останні записи поза темою

Нас підтримали

Підтримати альманах "Антидот"