Артем Крищенко. Начальник департамента Нацполиции

29.08.2018

В поисках хорошего заработка люди рискуют не только оказаться в трудовом рабстве, но и быть втянутыми в преступную деятельность. О том, как не стать жертвой умелых вербовщиков, как быть, если остался в чужой стране без денег и документов, и кому из тех, кого задержали правоохранительные органы других стран, удалось вернуться, в интервью “Цензор.НЕТ” рассказал Артем Крищенко.

МЫ ЧАСТО ВЫЯВЛЯЕМ АГЕНТСТВА, ПОДДЕЛЫВАЮЩИЕ ТРУДОВЫЕ ВИЗЫ

– Сейчас правозащитники все больше говорят о том, что трудовое рабство приобретает признаки катастрофы. Это правда?

– Все зависит от того, с какого источника мы будем брать информацию. Если исходить из уголовных производств, которые расследуются нашим подразделением, то преобладает количество случаев сексуального рабства. Но если мы посмотрим на статистику международных правозащитных организаций, там преобладает трудовое рабство. Единой статистики, как и подхода к определению статуса пострадавших в подобных ситуациях, нет. В полиции – потерпевшие, которые проходят в рамках конкретных дел, у правозащитных организаций – жертвы. Отсюда и разные оценки ситуации в целом.

За семь месяцев этого года по 149-й статье Уголовного кодекса (торговля людьми или другое незаконное соглашение относительно человека) открыто 206 уголовных производств. Из них 108 – это сексуальное рабство, 64 – трудовое. Остальные преступления связаны с продажей детей и торговлей органами.

При этом информация о случаях трудового рабства к нам поступает, в основном, из общественных организаций.

К сожалению, нашему обществу пришлось столкнуться с новым для правоохранительной системы видом эксплуатации наших граждан – вовлечением в преступную деятельность. И такие примеры у нас тоже есть.

– Случается, что тех, кто уезжает за рубеж, обманом вовлекают в наркоторговлю. И если их задерживают правоохранители тех стран, куда они едут, то эти люди попадают в тюрьму. А были ситуации, когда удалось доказать, что человек стал жертвой вербовщика, и добиться оправдания?

– Да, такие случаи есть. Например, в прошлом году нам удалось вернуть двоих мужчин, которые были вовлечены в преступную деятельность путем трудового рабства. Они перевозили в Бразилию наркотики. Мы установили тех, кто их завербовал и дал им кокаин для транспортировки. В преступную группу входило 4 человека, они все были задержаны.

После того, как собрали доказательную базу и направили в суд материалы уголовного производства с обвинительным актом, мы передали бразильской стороне пакет документов, подтверждающих, что задержанные ими люди стали наркокурьерами не по собственной воле, и что они проходят у нас по делу в статусе потерпевших.

В одном случае уголовное производство относительно нашего гражданина закрыто, второго, которого уже успели осудить, оправдали.

– Они знали, что перевозят?

– Нет, им дали чемоданы, но не показали, что в них. Чемоданы были с двойным дном. Сейчас так обустраивают тайники с наркотиками, что человек, который не знает, что внутри, ничего не найдет, даже если откроет.

Группа работала по такой схеме: под видом легального трудоустройства переводчиками для туристов, курьерами драгоценных металлов, они вербовали и перемещали людей в Бразилию. Позднее там этих людей правоохранители задерживали за контрабанду наркотиков (от 3 до 7 кг кокаина). По этому делу проходит 8 потерпевших.

– Часто вербуют в наркокурьеры под видом трудоустройства за рубежом?

– Еще пару лет назад было больше. Ситуация изменилась после того, как в декабре 2016 года в Киеве была задержана группа вербовщиков, которые отправляли в Россию наших граждан, обманным путем вовлекая их в торговлю наркотиками.

– Это “дело вербовщиков” сейчас слушается в суде. А что стало с людьми, которых превратили в наркокурьеров? В российских СМИ активно муссировалась информация о том, что они были вовлечены в самую разветвленную наркосеть “Химпром”, и когда их задержали, получили большие сроки.

– Нам удалось вернуть только четверых, они будут отбывать наказание на территории Украины. Генпрокуратура и МИД пытаются вести переговоры о возвращении остальных, но Российская Федерация саботирует этот процесс.

– Их можно оправдать, признав жертвами вербовщиков?

– Для этого нам нужно получить от них заявления. И они до марта этого года поступали к нам мешками. Мы постоянно общаемся по этому поводу с их родственниками, которые объединились в несколько общественных организаций.

По нашим источникам, украинцев, отбывающих наказание на территории соседнего государства, вербуют представители ФСБ. Им предлагают вместо отбытия наказания воевать на Донбассе, год контракта и “чистые” документы. А сроки они получили сумасшедшие, в среднем 12-13 лет.

– Сколько человек согласилось, знаете?

– Нет, конечно. Откуда мы получим такие данные? У нас есть только оперативная информация. Попали к нам и фотографии, где их снимали на фоне вымпелов ФСБ. Один из элементов вербовки – напугать человека. Чтобы он думал, что если сбежит, когда будет на Донбассе, они передадут нашим правоохранительным органам информацию и эти фото.

– “Цензор. НЕТ” писал об украинке Клавдии Лопаткиной, которая попалась на перевозке кокаина в Малайзии, но ей удалось избежать смертной казни после того, как украинская сторона доказала, что она тоже была завербована обманным путем. Но после этого ее задержали за нарушение миграционного законодательства и снова вернули в тюрьму. Есть какие-то новости об этом?

– Надеемся, что она скоро будет дома, 12 сентября должно состояться заседание по этому делу.

– Каким образом оформляются трудовые визы для людей, которые едут за границу работать? Много поддельных?

– В прошлом году в результате международной спецоперации совместно с правоохранительными органами Великобритании, Литвы, Германии, Польши задержана преступная группа, насчитывавшая 11 человек, которая действовала в течение почти четырех лет, наладив схему трудовой эксплуатации украинцев на территории Великобритании. Потерпевших, их более 30 человек, использовали для работы в фермерских хозяйствах и в качестве строителей, разнорабочих, домработниц, официантов и т.п.

Их сначала везли в Литву, там забирали документы, давали поддельные и переправляли дальше в Великобританию. Через неопределенный статус они попадали в зависимость от работодателей, где работали сверх нормы.

Мы часто выявляем агентства, которые подделывают трудовые визы или ставят фальшивые туристические, чтобы человек показал, сколько раз был в той или иной стране, и мог претендовать на разрешение на работу. Особенно много таких случаев, когда люди хотят поехать на заработки в США, Канаду, Великобританию. Например, если вы хотите получить американскую визу, то в чистый паспорт вам ее никто не поставит. У вас должна быть туристическая история. Вы должны посетить страны Шенгенской зоны, арабские страны. В случаях, если человек ранее никуда не ездил, включается такое агентство, обеспечивая фальшивую туристическую историю и необходимые штампы в паспорте.

Мы плотно работаем в этом направлении с ФБР, и только в этом году посольство США передало нам 64 таких паспорта с поддельными отметками о путешествиях.

Есть очень много мошенников, которые обещают трудоустроить человека за границей, а в самом договоре при этом указано, что они просто информируют его о вакансиях. Человек приезжает в другую страну за свой счет, оплатив услуги фирме, а там выясняется, что нет не то что вакансии, но и самого предприятия, где он собирался работать. Недавно у нас было два таких дела, мы закрыли агентства.

Проблема в том, что люди, которых прельщает высокий заработок, обещанный мошенниками, не проверяют потенциального работодателя и не заключают трудовые договора. Таким образом, они вообще не заботятся о своей безопасности.

В ОККУПИРОВАННОМ ДОНЕЦКЕ ВЕРБОВЩИКИ НАБИРАЮТ ЖЕНЩИН ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПРОСТИТУЦИЕЙ В РОССИИ

– Как проверить фирму, обещающую трудоустройство за рубежом? И как защитить себя тем, кто планирует уехать?

– Можно позвонить на “горячую линию” Минсоцполитики. Также у них на веб-портале есть специальный раздел, где размещена информация о фирмах, получивших лицензию.

А мы разместили в каждом городе – при въезде и выезде – билборды с нашими консультативными телефонами. И к нам звонят люди со всей Украины.

– После того, как фирма получила лицензию, ее деятельность отслеживают? Ведь организаторам незаконных схем тоже не трудно ее получить.

– Нет, такие предприятия, получившие лицензии, никто не проверяет, потому что у государственных органов нет на это права. Мораторий на проверки бизнеса позволяет работать организаторам схем, которые загоняют людей в трудовое рабство или втягивают их в преступную деятельность. Мы можем прийти на проверку лишь после того, когда к нам обращаются пострадавшие и открывается уголовное производство.

– А есть добросовестные фирмы, которые действительно помогают людям найти работу? Какое соотношение честных и мошенников?

– Примерно пятьдесят на пятьдесят. Но хорошее, к сожалению, перекрывается плохим. Мошенников на рынке трудоустройства за рубежом очень много, потому что это выгодно. Ничего не вкладывая, они получают колоссальную прибыль. Суммы, которые они берут с клиентов, от 500 евро и выше. Недавно, например, была ситуация. Обещали работу на рыбзаводе в Норвегии и зарплату 5 тысяч евро. За свои услуги брали по 3 тысячи евро с человека. Некоторые оформляли кредиты, чтобы заплатить за пакет документов, которые готовила фирма. Тем более, что выглядело все убедительно, даже договор на норвежском языке заключался. Вот только когда люди приехали в Норвегию, оказалось, что там вообще нет такого завода.

Мы просим депутатов отменить мораторий и разрешить провести массовые проверки фирм, получивших лицензии на трудоустройство наших граждан за рубежом. Нам нужно упредить преступления, а не ждать, что увеличится количество пострадавших. Представители фирм, которые обманывают людей, не сидят на месте, они постоянно мигрируют по стране в поиске новых жертв.

– За границу в рабство попадают молодые здоровые люди, которые хотят заработать денег, освобождаются часто чудом или становятся ненужными своим “хозяевам”. Как быть человеку, который оказался в чужой стране без денег и документов?

– Позвонить на “горячую линию” в консульство или правозащитную организацию, такие звонки бесплатны. Или подойти к любому полицейскому на улице. Полицейский не пройдет мимо, если у вас проблема. По крайней мере, он доведет вас до той организации, где могут оказать помощь.

Когда я был в США в рамках программы по обмену опытом, мы с коллегами объездили пять штатов. Там есть много организаций, которые помогают жертвам торговли людьми. Например, одна из организаций в Мэриленде занимается жертвами сексуального рабства. Они провели исследование и выяснили, что девушки, которых принуждают заниматься проституцией, 24 часа в сутки находятся под надзором. Единственное место, где девушка может быть сама, – ванная комната. Они разложили в гостиницы мыло, в середине под этикеткой – номер телефона, куда можно позвонить жертвам сексуального рабства.

Чтобы обезопасить себя, человеку, который решился поехать работать за рубеж, нужно обязательно оставить родственникам или знакомым все контакты работодателя. Хорошо бы договориться о выходе на связь в конкретное время и конкретные дни. Обязательно иметь при себе еще один телефон, ни в коем случае никому не передавать свой паспорт.

Мы напечатали брошюры, где подробно описано, как не стать жертвой сексуального или трудового рабства. Эти советы разрабатывали наши психологи. А также там указаны телефоны, на которые человек может позвонить, если попал в беду. Понятно, что часть людей просто выбросят, а кто-то наверняка сохранит.

Такие брошюры раздают в аэропортах и автомобильных пунктах пропуска на границе. И на КПВВ в Донецкой и Луганской областях, тем, кто пересекает линию соприкосновения. Мы располагаем информацией, что в оккупированном Донецке вербовщики набирают женщин для занятий проституцией в России и других странах, а также людей, которые потом попадают в трудовое рабство. Но если тут мы помогаем пострадавшим, то там не можем отследить даже количество уезжающих.

РОДИТЕЛИ ЗАРАБАТЫВАЮТ НА ДЕТЯХ, ВОВЛЕКАЯ ИХ В ПОРНОБИЗНЕС

– Если речь идет о рабстве внутри страны, какие именно категории граждан наиболее часто в него попадают и почему?

– Дети улицы, дети-сироты, выходцы из неблагополучных семей, переселенцы, малообеспеченные и бедные люди, лица с проблемами психического характера.

Наиболее уязвимы к трудовой эксплуатации в первую очередь женатые мужчины в возрасте от 25 до 35 лет, к сексуальной – незамужние женщины в возрасте 18-30 лет.

У нас есть ряд примеров в Винницкой, Одесской, Днепропетровской областях, когда людей под охраной держали на заводах, заставляя работать за еду. Как правило, это закрытые цеха, без окон, есть только дверь на вход и выход. Кроме охранников – надсмотрщики.

– Как они туда попадали? Не силой же уводили?

– Вербовщики всегда предлагают высокую зарплату. Люди сами приходят, приводят друзей.

– А дети? Их часто продают?

– Нередко. Иногда доходит до абсурда. Мамаша продавала 15-летнего сына просто потому, что хотела купить себе кусок земли. За 15 тысяч гривен. В качестве покупателя выступил наш сотрудник, факт продажи задокументировали, а мальчика передали под опеку государства.

Продают под попрошайничество, под сексуальные услуги, под то же трудовое рабство. Это дети в возрасте 13-18 лет, в первую очередь девочки из неполных семей.

В этом году нашими подразделениями в регионах выявлено и предупреждено три попытки передачи родителями своих детей для использования в попрошайничестве (две – в Хмельницкой и одна в Запорожской области).

Кроме того, есть факты, когда родители зарабатывают на детях, вовлекая их в порнобизнес. В Черниговской области выявили гражданку, которая возила несовершеннолетних дочь и племянницу во Францию, чтобы ее знакомый фотограф их фотографировал и снимал на видео, и выкладывал в интернет.

– Как оказываются в рабстве самые маленькие? Младенцев воруют или матери-попрошайки ходят с собственными детьми?

– Фактов похищения детей с целью эксплуатации нами не зафиксировано, но зафиксировано 11 фактов незаконных сделок, в том числе и купли-продажи детей в 2017 году и 16 фактов за первое полугодие 2018 года.

– В прошлом году в Одесской области после 13 лет рабства домой вернулась семья – мать и сын. Один из волонтеров, описывая ситуацию, сообщал, что они неоднократно попадали в больницу с разными травмами, о том, что с ними происходит, было известно полиции, но им никто не помог. Почему? Это дело сейчас расследуется? Кто-то наказан?

– Я не смогу прокомментировать, этой ситуацией занималось не наше подразделение. Насколько мне известно, следственным подразделением и прокуратурой уголовное производство расследуется по статье 146 Уголовного кодекса (незаконное лишение свободы). В нем назначен ряд экспертиз, они еще не завершились.

– Особенно распространено рабство в сельском хозяйстве: многие знают, что арбузы, помидоры и другие овощи собирают бездомные, их за это только кормят, а деньги за работу получают организаторы таких бригад.

– Основное количество потерпевших – это все-таки люди, которые поехали работать в сельском хозяйстве или на строительстве за границей.

– В каких регионах страны выявлено наибольшее количество случаев торговли людьми?

– В Одесской, Днепропетровской, Харьковской, Черниговской, Львовской и Донецкой областях, что, на мой взгляд, связано с численностью населения и возможностью существования преступных групп, в сети которых попадают граждане, нуждающиеся в трудоустройстве.

– Недавно глава Нацполиции сообщил, что освободили 30 человек, которых удерживали в рабстве. Среди них была и беременная женщина. Их держали на территории бывшего консервного завода в Одесской области. Что будет с организаторами? Есть перспектива того, что дело дойдет до суда и виновники будут наказаны?

– Я не могу комментировать, пока идет следствие. По этой ситуации вам лучше обратиться в Главное следственное управление.

Насколько мне известно, обвинительный акт по уголовному производству, которое было открыто по факту незаконного лишения свободы (ст. 146 УК Украины), относительно двух активных членов ОПГ уже направлен в суд, а по факту эксплуатации наших граждан (ст. 149 УК Украины) расследование продолжается.

– Сколько торговцев людьми привлечено к ответственности за последние пять лет?

– За это время полицией объявлено подозрение почти трем сотням граждан за совершение преступления, предусмотренного статьей 149 УК Украины (торговля людьми или другое незаконное соглашение относительно человека). Так, в 2013 году подозрение объявлено 54 лицам, в 2014 – 42, в 2015 – 47, в 2016 – 42, в 2017 году – 111, а за шесть месяцев текущего года подозрение объявлено уже 66 лицам.

Анализ судебных приговоров свидетельствует, что в период с 2012 по 2016 год по статье 149 УК Украины осуждено 266 лиц, из них только 124 приговорены к лишению свободы на определенный срок.

– Женщины, которые едут за границу зарабатывать проституцией, знают, на что соглашаются?

– Они едут осознанно, как правило, вдохновленные примером подруг, которые рассказывают о том, что купили на заработанные деньги. Вот только возвращаются, к сожалению, не все.

Если говорить о ситуации внутри страны, то проституция в последние годы очень помолодела и поумнела. Заканчивают в Киеве высшие учебные заведения и остаются здесь, но не для того, чтобы работать по специальности. Как-то задержали молодую женщину с двумя высшими образованиями, причем один диплом престижного университета, закончила юридический факультет. Была у нее еще и лицензия адвоката.

– За проституцию, очевидно, больше платят. А как наказывают за занятия проституцией, если выявляют?

– Штраф мизерный – 151 гривня. Но поверьте, если составить на такую барышню даже сто протоколов за пять лет ее работы, она все равно не бросит свое занятие.

– Такой криминальный бизнес не может существовать без крыши со стороны правоохранителей…

– Периодически выявляют бывших милиционеров, которые давно уволились, но навязывают себя в качестве “крыши” проституткам. Говорят, что действующие сотрудники, понимая, что звонить в отдел кадров и проверять их никто не будет.

– Вам предлагали платить?

– Однажды, триста долларов “за знакомство”.

– Что это значит? Хотели получить в вашем лице покровителя?

– Сказали, что хотят познакомиться и получить “куратора” для так называемого массажного салона. Попытка дачи взятки была задокументирована сотрудниками подразделения внутренней безопасности полиции.

– И чем закончилась эта история?

– Эти люди уже осуждены.

– Часто неофициальная биржа труда находится на железнодорожном вокзале, во всяком случае так в Киеве, Одессе, и об этом хорошо известно правоохранителям. Почему не принимаются надлежащие меры?

– Торговля людьми – самый латентный вид преступлений, то есть, это когда заявитель не считает нужным сообщить правоохранительным органам о том, что относительно него совершенно преступление. Вместе с тем, нашими подразделениями на постоянной основе проводятся мероприятия, в том числе и оперативно-розыскного характера, с целью выявления лиц, которые занимаются поисками и вербовкой людей. К сожалению, наши соотечественники, пренебрегая собственной безопасностью, соглашаются на сомнительного рода предложения по трудоустройству, а когда попадают в условия, которые не отвечают обещанным, вместо того, чтобы обратиться в полицию за помощью, наоборот, скрывают факты их эксплуатации. А в некоторых случаях даже отрицают их, чем в процессуальном смысле делают невозможным дальнейшее документирование таких преступлений. Ведь отсутствие заявителя или потерпевшего сводит к нулю эффективность работы правоохранителей и делает дело бесперспективным и невозможным для передачи в суд.

Татьяна Бодня, для “Цензор.НЕТ”

Фото: Наталия Шаромова, “Цензор.НЕТ”

Источник

Останні записи про персони

Нас підтримали

Підтримати альманах "Антидот"