Как Деева сделала Авакову ещё лучше
28.01.2017
Заместительница Авакова возбудила у водителей подозрение, что руководство МВД хочет наладить новую систему взяток.
23 января замминистра внутренних дел по вопросам евроинтеграции Анастасия Деева написала в “Фейсбуке” длинный пост о законопроекте №0124, который ранее был поддержан Верховной Радой.
Информагентства на основе этого поста сообщили: “Деева заставит водителей пересдавать на права каждые 5 лет”. Естественно, это сразу же вызвало бурную реакцию. Суть откликов сводится к фразе, оставленной в комментариях под постом Деевой одним из ее читателей: “Больше, больше, больше взяток! Мы вас вынесем вместе с вашими МРЭО и экзаменаторами”.
“ДС” решила разобраться, что случилось и чего ждать водителям на самом деле.
Что случилось?
19 января Верховная Рада приняла закон “О присоединении к Протоколу о внесении поправок в пункт а) части первой статьи 1 и части первой и пункта b) части третьей статьи 14 Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ)”. Проект закона был внесен президентом 12 декабря и зарегистрирован под №0124. В Верховной Раде его докладывала Деева. За принятие закона проголосовали 234 депутата, в основном — представители БПП (105), НФ (59), “Самопомощи” (21), партии Ляшко (17) и внефракционные (21). По пять голосов дали “Батьківщина” и “Воля народа”, один — “Відродження”, не дал ни одного голоса “Оппоблок”.
25 января закон подписан спикером и направлен на подпись президенту.
Что означает этот закон?
Принятие этого закона означает согласие на то, чтобы в упомянутом Европейском соглашении о ДОПОГ, которое было заключено в 1957 г., вступило в силу в 1968 г. и к которому Украина присоединилась в 2000 г., было изменено определение транспортного средства. Сейчас там записано: “термин “транспортные средства” означает автомобили, тягачи с полуприцепами, прицепы и полуприцепы, соответствующие определениям, приведенным в статье 4 Конвенции о дорожном движении от 19 сентября 1949 г., за исключением транспортных средств, принадлежащих вооруженным силам одной из Договаривающихся Сторон или находящихся в подчинении этих вооруженных сил”. Уточнить эту формулировку предложили правительства Австрии и Франции.
Новое определение звучит так: “термин “транспортное средство” означает любой автомобиль, который не является транспортным средством, принадлежащим вооруженным силам любой Договаривающейся Стороны или находящимся в подчинении этих вооруженных сил, предназначен для использования на дороге, является укомплектованным или неукомплектованным, имеет не менее четырех колес и развивает максимальную конструкционную скорость движения более 25 км/ч, а также прицепы к нему, за исключением транспортных средств, движущихся по рельсам, сельскохозяйственных и лесовозных тракторов, а также всех прочих передвижных механизмов”.
О пересдаче прав каждые 5 лет в законопроекте №0124 и в поправках к Европейскому соглашению о ДОПОГ нет ни слова.
Откуда тогда скандал?
Деева всех трижды обманула. Свой длинный пост она начала завлекательными словами: “19 января Верховная Рада сделала еще один шаг на встречу европейской интеграции — в первом чтении был принят законопроект №0124, — дальше у Деевой приводится название проекта, — разработанный МВД Украины. Теперь доступным языком о том, почему это важно, и евроинтеграционной деятельности МВД”. После такого вступления любой, кто читал пост Деевой, пребывал в уверенности, что она объясняет важность законопроекта №0124. На самом деле во всем дальнейшем тексте ее поста нет ни слова об упомянутом ею проекте. Это второй ее обман.
Первый обман заключается в той единственной фразе ее поста, где этот проект упоминается: по словам Деевой, он был принят в первом чтении, хотя на самом деле он был проголосован сразу за основу и в целом. Это стандартная практика работы с международными документами: парламент может одобрить или отвергнуть их, но он не может вносить в них правки, поэтому никакого второго чтения не нужно.
Третий обман содержится в картинке, которую Деева прикрепила к своему посту. Там нарисована “дорожная карта” евроинтеграции и в самом начале пути провозглашается: “Недавнее принятие законопроекта №0124 поможет привести национальное законодательство и внутренние правовые нормы в соответствие с европейскими”. Как мы видели, на самом деле этот закон вообще никак не затрагивает украинские нормы, а соглашается с австро-французскими поправками к действующим европейским нормам.
Деева все выдумала?
В рассказе Деевой есть и более-менее достоверная информация. В своем посте, говоря о евроинтеграционной деятельности МВД, замминистра сообщила о планах министерства по выполнению двух директив Европарламента и Совета ЕС: 2008/68/EC и 2006/126/EC.
Первая из них регулирует внутренние перевозки опасных грузов. Для ее имплементации в украинское законодательство (в законы “О перевозке опасных грузов”, “О транспорте”, “Об автомобильном транспорте”) Мининфраструктуры (не МВД) разработало законопроект, внесенный Кабмином 10 мая 2016 г. и зарегистрированный под №4644. Он был принят в первом чтении 17 января (за день до принятия проекта №0124), докладывал его в Верховной Раде министр инфраструктуры Владимир Омелян. Но помимо этого проекта (который Деева в своем посте совершенно проигнорировала) МВД готовит еще какие-то изменения в законы. Как анонсировала Деева, “согласно этой директиве будут установлены новые стандарты периодичности прохождения технического контроля транспортом, перевозящим опасные грузы; стандарты подготовки и экзаменации водителей и ответственных за перевозку лиц; а также введена усовершенствованная система отчетности”.
Вторая директива (2006/126/EC) касается водительских удостоверений. МВД, опять же, еще только готовит соответствующие изменения в закон “О дорожном движении” и в Правила дорожного движения (ПДД). “Сегодня национальное водительское удостоверение дает право на управление транспортом в течение 30 лет с даты его получения. По требованиям директивы будут установлены новые сроки от 5 до 15 лет в зависимости от категории транспорта с целью периодической проверки соответствия здоровья водителей установленным медицинским и психофизическим требованиям”, — сообщила Деева.
Придется ли пересдавать на права каждые 5 лет?
Если верить тому, что написала Деева, то о сдаче экзаменов на водительские права каждые 5 лет речь не идет, а планируется только периодическая проверка здоровья. Однако, как пришлось убедиться, Деева не слишком заботится о достоверности своих слов. Поэтому обратимся к человеку, который непосредственно руководит разработкой соответствующего законопроекта.
Это и.о. директора Главного сервисного центра МВД Владислав Криклий. Он признает, что нужно будет не только проходить медосмотр, но и подтверждать знания. Однако, утешает Криклий, основной массе водителей придется делать это не каждые 5 лет, а в три раза реже: “Водителю категории “В” необходимо будет подтверждать знания и проходить медосмотр значительно реже — раз в 15 лет, что, согласитесь, не так уже и страшно”.
Также он обещает меры по борьбе с коррупционными поборами при сдаче на права. “Проблема берет свои истоки от автошкол, где у граждан появляется желание (а иногда их и вынуждают инструктора к этому) вступить в коррупционный сговор для успешной сдачи экзаменов. Для ликвидации этой проблемы мы планируем с помощью подзаконных актов и технических решений реализовать следующее: 1) изменить требования к сдающим экзамены; 2) усилить ответственность преподавателей автошкол (вплоть до приостановки аттестата); 3) внедрить новую систему экзаменационных билетов с категоризацией и акцентом на знаниях ПДД; 4) видеофиксация сдачи теоретических и практических экзаменов”.
В то же время он приводит аргументы в пользу проверки знаний. “Во-первых, за годы могут измениться ПДД, во-вторых, многие коллекционировали категории, однако вовсе не имели практического опыта. Если все признают, что водительские удостоверения покупались, разве не логично убедиться, что водитель таки знает по крайней мере ПДД? К тому же большинству водителей не за что переживать, закон обратной силы не имеет, и водители с имеющимися водительскими правами могут и дальше путешествовать по дорогам Украины”.
Знает Криклий и о том, что медсправки тоже покупают, что существуют специальные конторы, занимающиеся их продажей. “Еще как знаю, и подобный ход вещей нас очень не устраивает. Мы с Анастасией Деевой еще в прошлом году встречались с руководством Минздрава, чтобы кардинально изменить ситуацию. Хотя это исключительно их компетенция, мы не можем стоять спокойно в стороне и мирно наблюдать за этим процессом. Надеюсь, в этом году уже будет решение, включая электронную медицинскую справку, которая сделает невозможной фальсификацию и продажу”.
А вообще он подчеркивает: “Директива несет рекомендательный характер. Все наработки еще будут проходить множество консультаций и круглых столов, прежде чем дойти до законодателей и стать законодательным актом”.
Почему мы должны выполнять директиву ЕС?
Поскольку мы не члены Евросоюза, то и его директивы нас не касаются, если только мы не взяли на себя обязательство соблюдать их в Соглашении об ассоциации (СА) между Украиной и ЕС. Например, первая директива, упомянутая Деевой, 2008/68/EC, упоминается в приложении ХХХІІ к СА. Там записано: “Положения директивы должны быть внедрены для всех перевозок опасных грузов при осуществлении международных автомобильных перевозок в течение 1 года после вступления в силу настоящего Соглашения, при осуществлении внутренних автомобильных перевозок — в течение 3 лет после его вступления в силу”.
Однако вторая директива, 2006/126/EC, касающаяся водительских удостоверений, не упоминается ни в основном тексте СА, ни в приложениях. Вместо этого в том же приложении ХХХІІ упоминается другая, старая директива о водительских удостоверениях — 91/439/EEC, действие которой благополучно окончилось 18 января 2013 г. согласно директиве 2006/126/EC. То есть, мы взяли на себя обязательства по старой директиве, которая на момент заключения СА уже не действовала, а по новой директиве никаких обязательств не взяли.
Конечно, это формальная зацепка для того, чтобы не имплементировать никакую директиву — ни старую, ни новую. Но по здравом размышлении следует признать, что раз уж бы обязались внедрить нормы ЕС о водительских удостоверениях, то лучше это все-таки сделать.
Когда мы должны выполнить директиву ЕС?
В наших обязательствах записано, что положения директивы о введении категорий водительских удостоверений, об условиях выдачи водительских удостоверений и о требованиях для тестов на получение водительского удостоверения должны быть внедрены в течение трех лет с даты вступления в силу СА. Когда начинать отсчет, это тоже интересный вопрос.
Формально СА еще вообще не вступило в силу, поскольку еще не завершена процедура его ратификации (ждем повторной ратификации Нидерландами). Пока же, согласно информации МИД Украины, с 1 января 2016 г. временно исполняются разделы IVи VII СА и приложения І–XXV. Приложение ХХХІІ в этот список не входит.
Так что спешить нам незачем, мы можем спокойно дождаться завершения Евросоюзом процедуры ратификации СА, и после этого у нас еще останется три года на внедрение норм ЕС о водительских удостоверениях. Впрочем, можно и поспешить — не чтобы прогнуться перед ЕС, а ради себя, если общество увидит выгоду. Но для этого нужно, чтобы сначала было сделано то, что пообещал Криклий: усиление ответственности преподавателей автошкол, видеофиксация сдачи экзаменов, введение электронной медицинской справки.
Да, и неплохо бы выдать премию Деевой, которая умудрилась всех запутать своим постом и зародить у миллионов украинских водителей подозрение, что руководство МВД хочет наладить новую систему взяток под маркой обязательной пересдачи на водительские права каждые 5 лет. Такие подозрения — это как раз то, что сейчас нужно Арсену Авакову для укрепления своего имиджа.