Об этом информирует Департамент коммуникации Национальной полиции.
Глава Нацполиции отметил, что 3 октября 2017 года Верховная Рада приняла Закон “О внесении изменений в Хозяйственный процессуальный кодекс Украины, Гражданский процессуальный кодекс Украины, Кодекс административного судопроизводства Украины и другие законодательные акты”. Принятый законопроект внес изменения и в Уголовный процессуальный кодекс, тем самым вызвав возникновения различных рисков для деятельности правоохранительной системы.
В частности, следственные подразделения лишены возможности обращаться в местный суд для получения разрешения для проведения обыска, временного изъятия имущества, наложения ареста, избрания меры пресечения. Поэтому сотрудники всех следственных подразделений областной полиции будут обязаны обращаться с ходатайствами о применении мер обеспечения уголовного производства только в один суд, расположенный по месту расположения Главного управления Национальной полиции в отдельной области.
“Как пример: все следственные подразделения города Киева и Киевской области должны обращаться исключительно в Шевченковский районный суд города Киева – по месту расположения юридических лиц полиции в городе Киеве и Киевской области. Этим же судом будут рассматриваться все ходатайства следователей СБУ и ГФС “, – отметил Князев.
Кроме того, согласно статье 242 (Основания проведения экспертизы) Уголовного процессуального кодекса Украины, следователь лишен права назначения экспертиз. Так, в 2016 году в Украине было зарегистрировано 91,8 естественных смертей, по фактам которых начато уголовное производство и назначались экспертизы следователями. В частности, в Киеве и Киевской области следователи назначали проведение 11 500 экспертиз для установления причин смерти в таких производствах. Однако новая редакция указанной статьи в значительной степени ограничит следователя в самостоятельности принятия решения и снизит эффективность проведения досудебного расследования.
Также Председатель Нацполиции обратил внимание участников совещания на вопрос необоснованного закрытия уголовных производств по формальному признаку. В частности, речь идет об обязанности следователя или прокурора закрыть уголовное производство в случае, когда срок досудебного расследования, определенный в статье 219 УПК Украины, закончился, а какой-либо личности так и не было сообщено о подозрении.
По словам Князева, сегодня в производстве следственных подразделений Национальной полиции находится более миллиона уголовных производств. Из этого количества сообщено о подозрении только в 6,6 тысячах случаев. Внесенные в УПК изменения приведут к нарушению конституционных прав сторон уголовного производства, в частности – права на судебную защиту.
При отсутствии переходных положений в части принятия решения по уголовным производствам, начатым до вступления в силу Закона, подлежат одновременному закрытию как минимум 700 – 800 тыс. уголовных производств. Это, в свою очередь, противоречит доктрине уголовного права, предусматривающий сроки давности привлечения к уголовной ответственности.
Князев добавил, что подобная негативная практика закрытия производств гарантированно повлечет значительный рост количества обращений граждан Украины о восстановлении нарушенных прав в Европейский суд по правам человека.
Пи подготовке законопроекта не были учтены ряд проблемных вопросов. “Если их не исправить и не внести до 15 марта изменения в закон – это парализует работу правоохранительной системы”, – подчеркнул Князев.
Участники заседания единогласно приняли предложения, внесенные главой Нацполиции.