“Нет – судьям Майдана в новом суде!”, – родственники Героев Небесной Сотни пришли в Высшую квалифкомиссию судей
21.02.2018
В годовщину гибели Героев Небесной Сотни 20 февраля под стенами Высшей квалификационной комиссии судей прошла акция с участием семей Героев Небесной Сотни. Семьи, их адвокаты и представители Общественного совета добродетели требовали, чтобы ВККС отменила изменения в собственные положения, которыми, как заявляют активисты, она дает возможность остаться на должностях судьям Майдана.
Как заявляют представители семей Героев Небесной Сотни и их адвокаты, на прошлой неделе ВККС внесла изменения в положение о квалификационном оценивании судей. “В соответствии с ними Комиссия оставляет за собой право не учитывать, что судьи и кандидаты на должность судьи принимали в прошлом очевидно неправосудные решения, в частности во время Майдана. Ранее Общественный совет добродетели имел право “ветировать” таких судей, а чтобы преодолеть вето ВККС должна проголосовать 11 из 16 голосами. По новым же изменениями, ВККС отменяет возможность вето общественностью одиозных судей и дает себе право игнорировать их недоброчесность, если только их не привлекли к ответственности иным решением суда. Это позволит судьям Майдана и дальше работать на своих должностях и успешно избегать ответственности”, – говорится в заявлении.
Во время акции члены семей Героев Небесной Сотни расставили на лестнице ВККС символический мемориал из свечей и фото погибших, чтобы напомнить им о чрезвычайно высокой цене, которое заплатило общество за возможность сдвинуть реформы с места. Затем родственники Героев Небесной Сотни и их адвокаты вошли в здание Комиссии.
В акции приняли участие Владимир Бондарчук, глава общественной организации “Семья Героев Небесной Сотни”, сын погибшего на Майдане Сергея Бондарчука, Владимир Голоднюк, член общественной организации “Семья Героев Небесной Сотни”, отец погибшего на площади Устима Голоднюка, Роман Маселко, адвокат семей Героев Небесной Сотни, член Общественного совета добродетели, Виталий Тытыч, адвокат семей Героев Небесной Сотни, координатор Общественного совета добродетели.
В свою очередь секретарь квалификационной палаты ВККС Станислав Щотка в комментарии журналистам заявил, что заявление общественников не отвечает действительности: “В таком контексте она несколько эмоциональна. Комиссия сейчас работает по процедуре оценивания судей на соответствие занимаемой должности. У нас есть наши нормативные документы. В нормативных документах разрешено подавать нам через Общественный совет добродетели или напрямую замечания относительно неэтичного, недобродетельного поведения судей. Эта информация может быть оформлена в виде выводов про несоответствие судьи его должности по критериям добродетели или профессиональной этики. Мы эту информацию готовы принимать и готовы с ней работать. Что просила бы Комиссия не делать Общественному совету и не делать самим – это не делать оценивание судебных решений, которые вступили в законную силу на сегодня. Если кому-то не нравится решение, например, Общественному совету, то они заходят в оценивание этого решения. Так было, это было на конкурсе в Верховный суд. Мы имели принципиальный разговор, что этого мы делать не должны, ни по закону – статья 49 о судоустройстве и статусе судей об этом прямо говорит. Более того, есть несколько рекомендаций серьезных европейских судебных институций. Консультативный Совет европейских судей в выводах номер 18 об этом также говорит, что судебное решение может и должно оцениваться исключительно в процедуре ревизии, пересмотре апелляционного или кассационного. Кому угодно давать свою оценку и настаивать на том, чтобы судья был привлечен за такое судебное решение неправильно”.
Отвечая на вопрос журналистов о том, что делать, если такое решение возмущает общество, Щотка заявил: “Тогда нужно доказать, что его действия были либо преступными, или своевольными, или неправомерными согласно закону. В его решение может быть такое действие, для этого у нас есть и Криминальный кодекс (статья 375 вынесение заведомо неправосудных решений). У нас есть система органов правопорядка. Так вот, эту оценку должна давать прокуратура, очевидно, и другие органы правопорядка.Насколько я знаю, вчера Горбатюк сказав, что есть обвинительные заключения относительно 16 судей, которые передаются в суды. Есть еще много эпизодов по отношению к другим судьям, которые расследуются”.
На просьбу прокомментировать заявление члена Общественного совета доброчесности Натальи Соколенко о том, что “ВККС пропустила в новый Верховный суд судью Михаила Смоковича, который поддержал судей Майдана”, Щотка ответил: “Я предлагаю брать конкретные решения Комиссии, смотреть на эти решения.. Давайте посмотрит это решение, не “я расскажите”, а давайте возьмем, откроем и там все написано, почему так произошло и дана оценка этим обстоятельствам. Любое обстоятельство, по моему мнению как юриста должно быть доказано, не просто эмоционально высказано, ему должна быть поставлена обоснованная оценка. Если, извините, в судах оно было опровергнуто, то Комиссия не может не взять это во внимание, потому что для нас решения судов являются обязательными. Есть вещи там, где активисты были абсолютно правы, мы разделяем их точку зрения… Мы дали восемь рекомендаций на увольнение судей за нарушение присяги”.