От “английской королевы” до абсолютного монарха

14.02.2018

В Генеральной прокуратуре приступили к реализации сценария по существенному расширению полномочий руководителя ведомства.

В стенах одного из управлений ГПУ подготовлен законопроект, принятие которого в парламенте приведет к тому же эффекту для прокуроров, что и для судей проведенное перед Новым годом тотальное расформирование судов президентом.

А именно – сотрудники прокуратур будут подвешены на крючок, а их дальнейшая судьба окажется полностью в руках руководства ГПУ.

“Страна” разбиралась в схеме, которая может быть запущена уже в ближайшее время.

Скандальное письмо

Как уже сообщалось на страницах нашего издания, поводом для беспокойства у прокуроров стало письмо за подписью главы ГПУ Юрия Луценко, разосланное месяц назад всем областным прокуратурам.

В его тексте прокурорам доводят к сведению – на рассмотрении Верховной Рады находится законопроект №7199, предусматривающий ряд изменений в профильный для надзорного ведомства закон. Якобы он уже прошел предварительное одобрение парламентского комитета, и “с высокой вероятностью в ближайшее время будет утвержден”.

В нем содержатся два взаимосвязанные между собой новшества, связанные с попыткой “вогнать” прокуратуры в рамки территориальных округов создаваемых окружных судов (которые заменят районные и городские суды).

В частности, ими предлагается наделить генерального прокурора правом самостоятельно определять перечень и территориальную юрисдикцию местных прокуратур. При этом парламент, в ведении которого находятся эти вопросы в настоящее время, надлежит лишить таковых функций.

Анонсируя утверждение этих изменений в самое ближайшее время, на Резницкой поставили прокуроров на местах перед данным фактом. И запросили в срок до 15 февраля представить их позицию в части грядущего переформатирования.

В главке ГПУ, как указано в тексте письма Луценко, изучают три варианта “встряски”:

приведение “юрисдикций” прокуратур на местах в полное соответствие с административно-территориальным разделением окружных судов;

укрупнение прокуратур;

создание новых прокуратур.

Текст законопроекта писали на Резницкой, а его проводником избрали Карпунцова

“Страна” изучила законопроект №7199, которым предусматривается внесение изменений в закон “О прокуратуре” в части определения порядка и территориальной юрисдикции местных и военных прокуратур.

Эта законодательная инициатива была зарегистрирована в парламенте четыре месяца назад – 12 октября. Ее автором выступает близкий к заместителю главы Администрации Президента Виталию Ковальчуку парламентарий от Блока Петра Порошенко – Валерий Карпунцов.

Впрочем, как уверяют источники в прокурорских кругах, роль Карпунцова в “проведении законопроекта” скорее формальная. А его текст писался в управлении правового обеспечения Генпрокуратуры, возглавляемого Еленой Романюк.

Сам Карпунцов до перехода на работу в парламент занимал пост старшего помощника генерального прокурора Украины. В период руководства ведомством Виталия Яремы (не так давно получившего должность в БПП) он выступал одной из “говорящих голов” Резницкой. В кулуарах ширится информация, что сегодня Карпунцов выступает одним из “медиаторов” по донесению позицию действующего генпрокурора Юрия Луценко коллегам по парламенту.

В настоящее время текст его законопроекта направлен на изучение депутатов профильного комитета Верховной Рады – по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности. В пояснительной записке к нему указывается, что необходимость “встряски” прокуратур на местах связана с двумя факторами.

Во-первых, речь идет о постоянном изменении названий населенных пунктов Украины. В изложении Карпунцова и Ко, проводимая декоммунизация подвела органы прокуратуры к неизбежности переформатирования.

Впрочем, это скорее ремарка и дань политической моде. Формальное основание для новаций заявлено во втором пункте обоснования необходимости принятия законопроекта в такой редакции.

“Длительная реформа правоохранительных органов и судебная реформа предусматривают необходимость размещения местных прокуратур по месту нахождения органов досудебного расследования и соответствующих судов с целью обеспечения эффективного исполнения функций процессуального руководства и поддержки государственного обвинения”, – отмечается в законопроекте.

Его автор ссылается на закон о “О судоустройстве и статусе судей”, который предусматривает функционирование местных общих (окружных) судов, создаваемых в городах и районах. В рамки территориальной юрисдикции которых Карпунцов и предлагает “загнать” прокуратуры на местах.

Что означает инициатива Луценко и в где в ней подвох

С одной стороны, эта инициатива выглядит логично – в таком случае границы что судов, что прокуратур будут идентичны. Однако, возникает резонный вопрос – почему “вгонять” в новые рамки округов решили только органы прокуратуры и прямо сейчас?

Оппоненты законодательной инициативы в данной редакции, с которыми на правах анонимности пообщалась “Страна”, уверены – это выглядит более чем странно. Ведь в настоящее время изменить размещение местных прокуратур и их территориальную юрисдикцию также возможно. Но для этого Луценко потребуется в каждом конкретном случае получать на это добро от депутатов парламента, в ведении которых находится этот вопрос. И оптимальным было бы решение этого вопроса скопом – для всех силовых структур и судов… Причем сделать это одновременно.

В свою очередь, наделение главы ГПУ дополнительным инструментарием полномочий Карпунцов объясняет обеспокоенностью за скорость внедрения новшеств.

“Законодательный процесс являтся довольно длительным и не дает возможности своевременно реагировать на обстоятельства, которые предусматривают изменение названий или юрисдикции местных и военных прокуратур. В связи с этим, проектом предлагается наделить такими полномочиями генерального прокурора”, – говорится в законопроекте.

Противники его принятия парируют, что это приведет к расширению полномочий Юрия Луценко. “Сегодня список местных прокуратур утверждается Верховной Радой в соответствующем дополнении к закону “О прокуратуре”. Эту норму хотят убрать и отдать генпрокурору право самостоятельно создавать и ликвидировать местные прокуратуры. Одним росчерком пера, просто своим приказом, без участия парламента”, – говорит на этот счет собеседник “Страны” в центральном аппарате ведомства на Резницкой.

Порошенко подвесил “судей” на крючок, а Луценко хочет привязать к ногам прокуроров гири

Эта, казалось бы, мелочь, имеет очень существенное значение. Чтобы понять ее суть, необходимо вспомнить эпопею с тотальной ликвидацией судов, которую произвел накануне Нового года президент Петр Порошенко.

Тогда он в один присест устроил “судный день”, подведя черту под существованием всех без исключения судов первой инстанции. Известно, что на их руинах должны будут создаваться окружные суды. А самое главное – порядок назначения в них служителей Фемиды оказался полностью в руках Банковой. Что ставит более чем резонные вопросы о наличии в Украине независимых судов.

Теперь нечто подобное пытается провернуть, но уже с прокуратурами в городах и районах соратник Порошенко – глава ГПУ Луценко. Ведь смена территориальной юрисдикции ведомств на местах (их укрупнение, изменение границ и так далее) автоматически приводит к тому, что ранее созданные прокуратуры на местах будут ликвидированы. Это означает, что их руководство и аппарат сотрудников получат сообщения о сокращении и будут выведены за штат.

Но, как и в истории с судами, порядок перевода прокуроров во вновь создаваемые ведомства, законопроектом Карпунцова никоим образом не урегулирован.

“Если он будет принят, Луценко сможет провести полную ревизию местных прокуратур, сотрудники которых назначались по конкурсам в 2015 году, с участием международных наблюдателей”, – рассказал “Стране” источник в прокурорских кругах.

Более того, ликвидационный кнут и в дальнейшем будет находиться в руках генпрокурора. То есть, в случае возникновения какого-либо конфликта между главой ГПУ и руководителем/сотрудниками местной прокуратуры, Юрию Витальевичу не придется ожидать разрешения спора в органах прокурорского самоуправления. Достаточно будет лишь “подрихтовать” юрисдикцию “проблемной” прокуратуры, поставив всех ее сорудников на грань увольнения из системы. И держать их с этой удавкой на шее, подвесив гири на ноги во избежание независимых процессуальных решений.

Обнуление реформы и финансовый вопрос

Заметим, что в пояснительной записке к законопроекту №7199 говорится, что реализация новшеств по переформатированию и синхронизации прокуратур на местах с окружными судами не приведет к дополнительным финансовым затратам из бюджета. На этот счет также высказывается скепсис.

Дело в том, что порядок назначения руководителей и рядовых сотрудников прокуратур на местах на сегодняшний день предусматривает конкурс. В 2015 году деньги на его проведение выделили заокенские доноры. “Лицом” реформы тогда выступал Давид Сакварелидзе. И хотя отбор сопровождался целым рядом скандалов, итоги конкурса в ряде регионов оспаривались на местах, глобально ситуация представлялась как существенный шаг вперед в движении к открытости Генпрокуратуры.

“Если изменения будут внесены, то мы столкнемся с тем, что часть прокуратур придется ликвидировать, а остальные слить между собой. Это, в первую очередь, коснется всех крупных областных центров – Киев, Одесса, Днепр, Харьков, Запорожье. Процесс приведет не только к изменению вывесок, но к созданию новых единиц, новым штатным расписаниям. Это значит, что мы будем иметь выведение персонала за штат и новый набор. Три года назад деньги на это дали американцы, но есть сомнения, что сегодня они захотят входить в эту реку второй раз. А потянет ли бюджет проведение такого помпезного мероприятия, большой вопрос”, – говорит наш собеседник в ГПУ.

Реакция на местах и варианты развития событий

Опрошенные прокуроры на местах также без энтузиазма реагируют на вышедший из-под пера Луценко и Карпунцова документ.

Во-первых, прошедшие сито отбора сотрудники полагают, что таким путем на Резницкой затеяли очередную ревизию кадров. Благодаря чему руководящие должности получат ставленники действующего генпрокурора, большей частью – выходцы из системы МВД.

Во-вторых, в новациях прокуроры усматривают установление единоличного диктата Луценко, в компетенции которого фактически окажутся не предусмотренные законом полномочия. Фактически, Юрий Витальевич сам будет решать, кто останется работать, а кто нет.

Напомним, что после создания органов прокурорского самоуправления (Квалификационной комиссии и Совета прокуроров) вопросы назначения и увольнения, а также дисциплинарной ответственности сотрудников ГПУ отошли к этим структурам. Без их согласия Луценко де-юре не может единолично вершить судьбы сотрудников. Наблюдатели отмечают, что этот алгоритм пока хромает. Но с точки зрения буквы закона диктат по принципу “я начальник, а ты – дурак” понемногу начал сходить на нет.

В случае же принятия законопроекта Карпунцова ситуация обнулится, а система сдержек и противовесов – отпадет. В новом раскладе генпрокурор получит новый рычаг кадрового давления на подчиненных. Тех прокуроров на местах, которые пытаются ему оппонировать и отказываются выполнять незаконные, по их мнению, директивы с Резницкой, он получит право выводить за штат “оптом”. В таком случае ему уже не потребуется согласие КДКП и Совета прокуроров.

Таким образом, он получит вариант избавляться от неугодных сотрудников просто ликвидируя прокуратуры, в которых они работают. Последние в таком случае окажутся заложниками главы ГПУ, аналогично тому, как и судьи первой инстанции в один день оказались в кармане курирующих процедуру отбора служителей Фемиды чиновников с Банковой. Ситуация отягощена тем, что законопроект №7199 дает право Луценко бесчисленное количество попыток для проведения манипуляций с органами прокуратуры на местах.

Для урегулирования потенциального конфликта собеседники “Страны” приводят следующий алгоритм решения.

Они предлагают оставить полномочия по определению территориальной юрисдикции за парламентом, что позволит не допустить алогичного усиления полномочий Луценко.

Кроме того, озвучивается поддержка линии на “синхронизацию” местных прокуратур с создаваемыми окружными судами. В то же время, работающих на сегодняшний день сотрудников надзорных ведомств на местах предлагается наделить гарантиями автоматического перевода прокуроров во вновь создаваемые структурные единицы в городах и районах. Прислушаются ли к доводам “прокурорской фронды” депутаты, или верх возьмет генеральная линия по превращению “английской королевы”, как любит себя именовать Юрий Луценко, в абсолютного монарха, покажет рассмотрение законопроекта №7199 в Верховной Раде.

Виталий Губин

Источник

Остання Публіцистика

Нас підтримали

Підтримати альманах "Антидот"