Копы приедут не ко всем
08.11.2017
В полиции задумали новую реформу. Теперь во всех областных центрах появятся регистрационные центры 102. Если вы вызываете полицию, то ваш звонок попадет именно туда, а не в ближайшее дежурное отделение как сейчас.
И уже из этого центра его передадут патрулю, который и приедет к вам на помощь. Также на улицах обещают установить больше камер видеонаблюдения, чем сократят количество патрульных.
«Все звонки будут поступать в областные центры 102, а после этого дублироваться в районы. Но контролироваться все это будет в едином центре в Киеве. Таким образом можно будет проследить звонок и реакцию правоохранителей на него. Также это ускорит оперативность реагирования и ответственность за вызов для дежурного», – пояснил «Вестям» советник главы МВД Иван Варченко.
В полиции предупреждают, что за ложный вызов могут наказать штрафом, а по мелочам обращаться в полицию не стоит. Правда, что именно считать мелочами, пока уточняют туманно. Замдиректора департамента Нацполиции Николай Гулевич говорит: «Каждый случай будет рассматриваться индивидуально. Если заявитель во время вызова был уверен, что существует угроза жизни и здоровью, но до приезда патруля все благополучно разрешилось, то штрафовать не будут. Что касается того, реагировать ли на вызов, это будет решать оперативный дежурный в момент поступления сообщения», – говорит Гулевич.
“Едут на вызов по три часа”
Пока же украинцы все больше разочаровываются в копах. По данным опроса, результаты которого огласили в МВД, летом полиции верили только 42%, и этот процент постоянно уменьшается. «На днях ограбили нашу квартиру, которую мы снимаем с подружкой. Унесли компьютер, украшения и деньги. Это уже второе ограбление. В первый раз пару лет назад мы вызывали копов, надеялись, что вот теперь уже воров найдут. Но не тут-то было. Они даже толком отпечатков не сняли. На этот раз мы решили даже не звонить», – рассказала «Вестям» жительница Киева Антонина Балина.
Разочаровалась в копах и еще одна киевлянка, в квартиру которой летом ломились неизвестные. «Я живу на первом этаже. Однажды задержалась в квартире, не нужно было идти на работу и тут слышу звонок в дверь, потом стук, потом как будто дверь выбивают. Позвонила в полицию, описала ситуацию, сказали, что выедут. Прошло минут пятнадцать, звоню снова. Незнакомцы уже ушли, а мне из квартиры выйти страшно. Полицейские перезвонили через час и спрашивают: ну что там у вас, вы живы?» – рассказывает Татьяна Яковлевна. – Приехали часа через два и говорят: а чего вы возмущаетесь, вы что не знаете, что мы все машины разбили, и работать некому”
Та же неразбериха происходит и на дорогах. «Гаишников, конечно, не любили, ведь они сидели в засадах, останавливали без причины, вымогали взятки. Но все-таки их боялись. То, что творится на дорогах сейчас, я такого не помню, хотя за рулем много лет. Разворачиваются через двойную сплошную, обгоняют по встречке, паркуются где попало. Люди чувствуют свою безнаказанность», – рассказал нам дальнобойщик из Хмельницкого Иван Дмитриевич. И таких историй сотни.
Штрафуют за невыполнение плана
При этом неофициально в полиции говорят, что сейчас им катастрофически не хватает кадров (хотя официально рапортуют о том, что вакансии заняты). Это подтверждают и экс-полицейские. Главной причиной ухода называют низкую зарплату, жесткий график работы и неоправдавшиеся ожидания.
Антон Мальков из Днепра проработал в полиции с первого дня и после увольнения в сентябре этого года ушел в охрану одного из местных агропредприятий. По его словам, за время работы полиции из 900 человек в управлении остались чуть меньше 600.
Стал вопрос об увольнении, когда уже просто не было сил на ночные смены. Каждый экипаж был на линии по 12 часов, плюс нас собирали перед сменой за час-полтора для построения. В итоге домой ты попадал в 10 утра, и уже в 4 вечера опять шел на ночную смену – это не все выдерживаю – бывший патрульный Антон Мальков
«Да и денег стало не хватать – зарплата была 8100 грн только в том случае, если не лишат премии за какие-то залеты. А лишить премии могли за что угодно. Если не выполняешь требования командира, если не составляешь протоколы на штрафы, в некоторых ротах за это тоже наказывали деньгами». Кроме того, машины нужно было ремонтировать за свой счет, если в аварии есть вина патрульного.
Как рассказал «Вестям» общественник, который занимается проблемами полиции Александр Слободянюк, есть и другие причины: «Сейчас руководством полиции распространяется такая идея, что стать следователем, например, можно только после работы патрульным, однако рапорта о переводе не подписывают и из-за этого люди также уходят», – говорит Слободянюк.
Один из авторов полицейской реформы юрист Олег Мартыненко говорит, что на самом деле реформа полиции не сработала. «Сейчас недобор кадров в 40%, после люстрации штат не уменьшился, а команда Авакова создала неблагоприятные условия для работы в полиции. Те, кто остаются, вынуждены работать в условиях некомплекта. Да и профессионализм следователей также хромает – многие дела возвращают из-за того, что они не так подшиты, задним числом поданы ходатайства или потому, что не хватает показаний свидетелей», – говорит Мартыненко.
“Есть команда не расследовать “мелочи”
Адвокат Андрей Вареник считает, что полиция сейчас практически не занимается мелкими правонарушениями. «По мелким и неперспективным для полиции делам есть полунегласная команда их не расследовать, будь то легкие телесные повреждения или мелкие кражи. Например, когда летом у моего знакомого был вскрыт гараж, то все, что сделала полиция, это приехала, сфотографировала внутри гаража и ворота на телефон, всех расспросила и уехала», — рассказывает нам Вареник. — Необращения в полицию стали нормой и, по сути, это и есть главный показатель недоверия».
«Кроме того, самими патрульными и полицейскими часто становятся неподготовленные люди, из-за чего происходят трагедии, как расстрел в Княжичах, где погибли пятеро полицейских. Или расстрел патрульных в Днепре», — говорит «Вестям» эксперт по безопасности Сергей Шабовта.
Анастасия Кучкина, Евгения Клепова