Украинские прокуроры: их виды и подвиды

04.11.2017

Начнем, пожалуй, с самого редкого, вымирающего вида. Они, как динозавры, в системе, но иногда встречаются.

ЧЕСТНЫЕ ПРОКУРОРЫ

Они живут на небольшие средства, которые им платит государство и при этом фанатично работают. Являются настоящими энтузиастами своего дела. И тут ярчайший пример это, безусловно, старший прокурор ГПУ Алексей Донской, который сейчас является правой рукой Сергея Горбатюка.

“По сравнению с Донским я Дон Корлеоне”, – признался в разговоре с “Цензор. НЕТ” один из киевских прокуроров.

“Леша Донской действительно честный. Он сложный, он волокитчик, его всегда нужно было контролировать и давать пинка, но то, что он в прокуратуре не зарабатывает – это точно,” – заверяет Галина Климович, под руководством которой Донской расследовал отравление президента Ющенко.

Справедливости ради, надо отметить, что довольно аскетичными были замы Шокина – Севрук и Столярчук. Юрий Столярчук и сейчас успешно трудится при Луценко.

Вообще Столярчук – это такой себе прокурорский “синий чулок”. Он стоит в очереди к банкомату, ходит в столовую со своим чайничком, отпускает своего секретаря ровно в 18.00., по субботам играет в футбол со своими следователями. Все это очень удивительно и нестандартно для человека его статуса, целого зама Генпрокурора.

“Столярчук точно не зарабатывает деньги. Он типичный интроверт – получает кайф от работы, у него своя система, он что-то там чертит красными карандашами, весь погружается в себя, ” – делится впечатлениями собеседник из ГПУ.

ГЕНЕРАЛЬСКИЕ ДЕТИ

Пожалуй, самый известный генеральский сынок – это Олег Грицак, сын нынешнего главы СБУ. А есть целые прокурорские династии, когда чуть ли не все семейство трудится в системе, например, это Баганцы и Голомши.

Но, как ни странно это может звучать, мажоры в прокуратуре – это не всегда плохо. Во-первых, они уже приходят в систему полностью “упакованные”: у них есть и жилье, и машины, и деньги. В большинстве своем они абсолютно резистентны к низовой коррупции.

И мажоры тоже бывают разные. Есть такие генеральские дети, для которых прокурорская работа – это призвание, им это в кайф. Например, Дмитрий Гузырь знает 4 языка и получает огромное удовольствие от работы в международном отделе. И даже носит прикольные цветные носки, как Джастин Трюдо.

А есть, конечно, и такие детки, которым этот вид деятельности чужд на физиологическом уровне. Они ждут, когда стрелка часов покажет 18.00, и их как ветром сдувает. Но делать нечего, папа/мама устроили, приходится ходить на ненавистную работу и тянуть эту лямку.

Впрочем, надо сказать, что благодаря реформе, которая началась при Шокине, из районных прокуратур вычистили случайных людей, явных недоумков и сумасшедших. Правда, они остались в городских прокуратурах и ГПУ. Туда реформа шла-шла, но так и не дошла. Как у нас часто бывает, низы почистили, верхи оставили в первозданном виде.

ПРОКУРОРЫ -БИЗНЕСМЕНЫ

Где-то рядом с мажорами стоят прокуроры-бизнесмены. В прокуратуре они не зарабатывают. Эти люди имеют какой-то свой бизнес, но роль мелкого лавочника их не устраивает. Им нужна какая-то занятость, самореализация, общение, возможность быть в коллективе и выгуливать свои брендовые костюмы.

Когда такие прокуроры по тем или иным причинам оказывается вне силовых структур, они страдают. По привычке встают в семь утра, сидят в своих дорогих кабинетах, обставленных элитной мебелью, и мучаются от нереализованности. Лишь немногие из них освоили искусство Dolce far niente – “сладкое ничегонеделание”.

РЕШАЛЫ ИЛИ ПРОКУРОРЫ-ЗАРОБІТЧАНИ

И вот мы добрались до самого распространенного типажа. Они понимают все риски, они знают, зачем они здесь и не теряют времени. Понятно, что самые “хлебные” позиции у первых лиц. Это руководители областных, городских и районных прокуратур. Но по большому счету возможности для заработка есть у любого должностного лица. И простой прокурор в районе имеет прекрасную возможность заработать.

Как это происходит? Например, прокурор ходит в суд по какому-то делу, подходит адвокат и говорит: “Слушай, давай ты попросишь наказание не пять лет, а три года. А я тебе за это дам тысячу долларов.”И тут у прокурора есть вилка возможностей – согласиться или отказаться. А есть еще и третий вариант, он может сказать: “Тысячи мало, давай пять.” И вот этот третий вариант чаще всего и происходит.

НА ПОДСОСЕ

Этот типаж наиболее распространен в ГПУ и военной прокуратуре. Сами “решать вопросы” не умеют или побаиваются. Считают себя честными и принципиальными работягами-законниками, но с удовольствием принимают конверты от руководителей. Откуда этот кэш, они стараются не думать. Меньше знаешь – крепче спишь.

ПРОКУРОРЫ- ПОЛИТИКИ

Казалось бы, тут совпало все – и ум, и внешность. Года два назад я разместила на своей страничке в Фейсбуке фотографию Виталия Касько и написала несколько теплых слов о нем. Тогда этот пост, к моему удивлению, набрал какое-то нереальное количество лайков – около 5 тысяч. Касько был любимчиком всех журналистов. И особенно, чего греха таить, журналисток.

Тогда мне казалось, что Виталия ждет блистательное политическое будущее. И он обязательно украсит собой первую десятку какого-либо политического списка. Но, увы… Не так сталося, як гадалося. Касько выбрал синицу – деньги уже и сейчас. Да и квартирный скандал существенно подпортил имидж.

У него нет внешних данных Касько. Но он живой, экспрессивный, а главное эффективный. Он не боится показаться смешным, совершенно спокойно дает оценочные суждения по тем или иным вопросам. Клеймит в фейсбуке депутатов и обращается с призывами к спикеру. Сам Матиос пытается всячески подчеркнуть, что он не политик, но по факту он уже стал политической фигурой. Он очень специфичный, не все его воспринимают, но знают практически все. В плане паблисити и узнаваемости он уже давно обогнал свою сестру-депутата.

И, безусловно, главный прокурор-политик всех времен и народов – это Юрий Луценко. Удивительно, но человек без юридического образования стал самым успешным постмайданным прокурором. Да, его тоже критикуют, но это нельзя сравнить с тем валом негатива, который шел на Ярему, и на Шокину. Многие предполагали, что будет много ляпов и курьезов, связанных с незнанием законов. Но Луценко на первых порах очень неплохо выезжал на общей эрудиции, а потом уже и сам поднаторел в законодательстве

Он шел как временщик. Сам говорил, что идет на полтора года, но этот срок уже давно прошел. И чувствуется, что Юрий Витальевич прижился, пустил корни. Прокуратура ему еже родная, он уже часть системы. И расстаться с ведомством ему теперь будет не так-то просто.

АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ ПРОКУРОР

И наконец, мы добрались до единственного и неповторимого Назара Холоднцкого.

Практически все прокуроры ему завидуют. Он может позволить себе любую машину, отдых на элитных курортах, самую дорогую брендовую одежду. И ни у кого не возникнет вопроса: откуда? Все знают, что Холодницкий получает высокую европейскую зарплату. “Белую” и официальную.
При этом он ведет довольно скромный, аскетичный образ жизни. По-прежнему проживает в двухкомнатной квартире в Вишневом, которая досталась в наследство от матери.

Отрабатывает ли он свою высокую зарплату – это другой вопрос. Это мы поймем, когда кто-нибудь из “клиентов” НАБУ получит реальный срок.

Алена Яхно

Источник

Остання Публіцистика

Нас підтримали

Підтримати альманах "Антидот"