Ситуация в украинских тюрьмах
01.11.2017
За первые шесть месяцев 2017 года с осужденными заключено 9 тысяч договоров на работу.
На содержание одного заключенного государство в среднем тратит от 38 до 60 тысяч гривен в год, сообщил в интервью журналу Корреспондент заместитель министра юстиции Украины Денис Чернышов.
“Можно подойти к этому вопросу арифметически, а можно с точки зрения более глубокого анализа. Арифметически — у нас есть количество заключенных, делим сумму, которую выделяет государство, на их число, получаем средние расходы на одного. Но это абсолютно некорректно. Есть места, где у нас содержится 30 заключенных, а охраняет их 130 человек. В той колонии расходы на одного заключенного будут принципиально другими. Вот так арифметически я бы к этому вопросу не стал подходить. В среднем от 38 тыс. до 60 тыс. грн в год”, – говорит чиновник.
По его словам, на сегодня среднемесячная зарплата осужденных, работающих в местах лишения свободы — 1.363 грн. Но производительность труда невысокая, почти в четыре раза ниже, чем в среднем по украинской промышленности. Подавляющее большинство заключенных имеют квалификационные разряды по профессии не выше второго. У каждого четвертого — психические заболевания и отклонения.
За первые шесть месяцев 2017 года с осужденными заключено 9 тыс. договоров на работу.
“Но договоры — это тоже одна из проблем. С 2017 года мы должны заключать договор, в котором среди обязательных параметров присутствуют идентификационный код и паспорт. У многих заключенных этих документов нет. Мы должны сначала помочь человеку их получить. Полностью выпали лица без гражданства и иностранные граждане. Мы же подпадаем под общие правила: если иностранный гражданин — нужно получить из службы занятости кучу всяких разрешений. Находясь на свободе, ты ноги сотрешь, пока их получишь. А когда ты не на свободе, как эти требования реализовывать?”, – возмущается Чернышов.
При этом в Минюсте планируют повышение зарплаты сотрудникам пенитенциарных учереждений.
“Пожелания очень простые — сравнять наши зарплаты с зарплатами в Нацполиции и Нацгвардии. То есть до 10 тыс. грн в месяц. Иначе качественный персонал будет перетекать в другие силовые структуры… У нас по младшим инспекторам в некоторых колониях еще остался оклад в 1.080 грн. Мы им добиваем до «минималки» в 3.200 грн. Но этот сотрудник еще должен ездить в общественном транспорте, с собой еду какую-то на работу брать, плюс семья. В итоге на такие деньги прожить невозможно”, – подчеркивает замминистра.
Напомним, что в Украине планируется оптимизация пенитенциарных учреждений, под которую в 2017 году подпадут 13 мест лишения свободы.
“Всего у нас 148 учреждений. В первую партию вошло 13 учреждений, которые будут оптимизированы. Это те учреждения, в которых меньше 50% наполняемости, плохие условия содержания, нет производства. Их мы планируем передавать в Минобороны, Нацгвардии, если они захотят. Либо будем проводить работу, чтобы сокращать неэффективное использование бюджетных средств”, – говорит Чернышов.
После ликвидации Государственной пенитенциарной службы было сокращено 734 должности.
По словам заместителя министра, в некоторых украинских тюрьмах некомплект сотрудников, но есть и такие, в которых заключенных в несколько раз меньше, чем надзирателей.
“Служебная инструкция говорит: пойди со своим напарником и сделай то-то, а напарника нет. Так что, не работать?”, – сетует Чернышов.
Также он отметил, что после декриминализации уголовного кодекса многик экономические статьи теперь предусматривают наказание в виде штрафа, а не лишения свободы, например, фиктивное предпринимательство. В связи с этим поменялся состав заключенных.
“Теперь в основном сидят хулиганы, убийцы и наркоманы”, – подчеркнул замминистра.