Мамины прокуроры

30.11.2016

Вступив в должность генерального прокурора Украины в мае 2016 года, Юрий Луценко на всю страну заявил о необходимости проверки на добродетель украинских прокуроров. Журналисты программы «Схемы» решили проверить, насколько достоверно декларируют свое имущество и имущество своих семей работники Генпрокуратуры – и нашли много интересного.

Прокурор Сергей Стороженко работает в отделе Генеральной прокуратуры, который надзирает за сотрудниками Государственной фискальной службы – то есть должен следить за законностью действий налоговиков.

Официально прокурор Стороженко по состоянию на 2015 год задекларировал такое имущество:

В 2015 году прокурор на двоих с женой заработали 760 000 гривен. У самого прокурора только квартира на неполных 37 квадратных метрови гараж; иное недвижимое имущество не указано. У его жены – квартира почти 90 квадратов и другое недвижимое имущество. Машина Toyota RAV4 была у жены Стороженко. Сам же прокурор машины официально не имел.

Но утром в рабочий день съемочная группа «Схем» фиксирует, как Сергей Стороженко на автомобиле Toyota Camry уезжает вовсе не от подъезда многоэтажки, а со двора огороженного забором коттеджа в киевском микрорайоне Бортничи. Прокурор едет в центр Киева, предусмотрительно паркует автомобиль за квартал от места работы и около 9 утра заходит в здание Генпрокуратуры.

Такую сцену журналисты наблюдали на протяжении нескольких недель – Сергей Стороженко регулярно приезжает на работу на Toyota Camry. Этой машины в его декларации 2015 года не было. По данным «Схем», владелицей машины является Вера Стороженко – мать прокурора.

Более того, дом, из которого прокурор утром отправляется на работу, также официально оформлен на его мать.

По данным реестра прав на недвижимое имущество, Вера Стороженко стала владелицей дома почти 300 квадратных метров, а также земли под ним в 2013 году. О пользовании этим коттеджем и маминой машиной в декларации прокурора 2015 года ни слова. Возможно, эти данные появятся в его декларации за 2016, которая уже должна быть электронной, а недостоверная информация в ней по новому закону – уголовное преступление.

В целом же родственники прокурора Сергея Стороженко являются владельцами ряда другой солидной недвижимости. Например, у его родителей есть еще два дома в Бортничах. Также в собственности родственников почти 700 квадратных метров нежилых помещений в Дарницком районе столицы.

«Схемы» решили спросить Сергея Стороженко, где же он на самом деле живет и каким образом его родственники получили свою недвижимость. Однако, увидев журналистов, прокурор начал убегать.

Журналистам программы удалось пообщаться с отцом прокурора – Владимиром Стороженко. В 2006-2012 годах он возглавлял главное управление жилищного обеспечения Киевской городской госадминистрации, а до этого работал в одной из райадминистраций Киева.

Тогда, в 2010 году, Стороженко-старший даже успел прославиться на телевидении – во время разговора с нынешним журналистом программы «Схемы», а в то время журналистом телеканала «СТБ» Сергеем Андрушко чиновник выбросил микрофон съемочной группы в помойку.

В телефонном разговоре теперь уже бывший чиновник, отец прокурора Стороженко рассказал об имуществе, которым пользуется его сын.

«Он ездит на Toyota Camry, которую они купили, жена действительно ее покупала. Ну, сын ездит, ну что Вам тоже наверно родители помогают. Купили ее, она б/у, куплена на бензин-газ, и она 2007 года, или что-то такое, я не помню. Это машина, которая стоит 10 000 долларов, пожалуй», – отметил Стороженко-старший.

Рассказал он и о доме, у которого журналисты зафиксировали прокурора Сергея Стороженко.

«Вы видели этот дом? К тому дому еще столько надо прилагать рук, там еще нет, он только внешне, еще он не закончен. Еще и внутри, и снаружи, и благоустройства нет. Уже все же 32 года, мы хотели, чтобы он жил отдельно, чтобы создавал свою семью», – добавил отец прокурора.

По словам Владимира Стороженко, мать прокурора уже около 15 лет занимается бизнесом. По данным государственного реестра, Вера Стороженко является физическим лицом-предпринимателем с 2008 года и занимается предоставлением в аренду недвижимости.

«Очень часто наши чиновники думают, что они смогут скрыть свое имущество, если они его запишут, например, на членов своей семьи, которых не нужно указывать в декларации. Если у них есть хоть какое-то право пользоваться этим имуществом, они обязаны отразить это право аренды, право пользования. Потому что законодательство требует декларировать не только то, что принадлежит по праву частной собственности декларанту, но и все другие права, которыми он владеет. То же касается и транспортных средств», – отмечает юрист Центра демократии и верховенства права Галина Чижик.

Еще один прокурор с состоятельными родственниками

Еще один сотрудник Генпрокуратуры, который пользуется имуществом, оформленным на мать, – Владимир Бедриковский. Сейчас он занимает серьезную должность – возглавляет Департамент надзора за соблюдением законов в уголовном производстве и координации правоохранительной деятельности.

Бедриковский – давний знакомый генерального прокурора Юрия Луценко. Еще при президенте Ющенко, когда Луценко возглавлял Министерство внутренних дел, Бедриковский был его первым заместителем и даже получил звание генерал-полковника милиции. Когда же в 2016 году Луценко стал генпрокурором, Бедриковский получил должность председателя влиятельного департамента в ГПУ.

Жена Владимира Бедриковского Инна владеет квартирой на 67 квадратных метров в столице. Кроме того, в пользовании Бедриковского дом на 583 квадратных метра под Киевом. Имение записано на 80-летнюю маму чиновника. Она стала обладательницей роскошного дома в 2009 году – когда Владимир Бедриковский работал в МВД.

В 2014 году Владимир Бедриковский, его жена и сын выкупили еще четыре участка возле имения. И теперь семья чиновника из Генпрокуратуры получила еще и доступ к водоему.

Также 26-летний сын Бедриковского является владельцем квартиры на 143 квадратных метров в новостройке в центре Киева и элитного внедорожника Volkswagen Touareg.

В письменном ответе пресс-служба ГПУ подтвердила, что Бедриковский живет в доме матери, но каким образом она приобрела такое дорогое жилье – неизвестно.

«Данный дом и земельный участок принадлежит на праве собственности его матери – Бедриковской Маине Михайловне, которая не проживает вместе с декларантом, не является членом его семьи, а потому в декларации не указана. Информация о доходах и расходах М. Бедриковской, которая не является членом семьи работника Генеральной прокуратуры Украины, носит конфиденциальный характер», – отмечают в ГПУ.

«Схемы» выяснили, что мама чиновника самом деле проживает в Черновцах. Однако женщина не захотела общаться с журналистами о том, каким образом она приобрела поместье под Киевом, где живет ее прокурорский сын.

Мать Бедрикивского стала обладательницей элитного дома еще до начала действия статьи Уголовного кодекса о незаконном обогащении. Поэтому, какими бы ни были источники происхождения средств на дом, никаких юридических последствий это иметь не будет, говорят юристы.

«Если это имущество приобретено до 2011 года, до марта 2011 года, то это только моральный вопрос. Юридическую ответственность за это не предусмотрено действующим законодательством», – отмечает эксперт Центра противодействия коррупции Андрей Савин.

Бабушкин прокурор

Александр Амплеев работает в органах прокуратуры уже около 18 лет, из них последние 12 лет – в Генеральной прокуратуре.

В его декларациях за последние три года – сплошные прочерки: ни квартир, ни домов, ни машин.

Однако в этом году его положение значительно улучшилось. Несколько дней подряд съемочная группа наблюдала, как прокурор Александр Амплеев на автомобиле Toyota Camry утром ездит на работу из двора коттеджа, расположенного в селе под Киевом.

Домом С 2007 года владеет жена прокурора Амплеева Татьяна. Ее в своих декларациях в разделе «семья» прокурор не указывал. Говорит, что некоторое время был разведен, а в этом году решил во второй раз жениться с матерью своих детей. В 2015 году, по словам прокурора, он проживал у своего брата и никаких расходов не нес.

Машина, на которой ездит Амплеев, по словам прокурора, принадлежит его бабушке. 91-летняя женщина прописана в Жашкове.

Вскоре после обнародования этого видео генеральный прокурор Украины Юрий Луценко заявил, что в отношении прокурора Амплеева уже началась служебная проверка. Если по ее результатам окажется, что образ жизни прокурора не соответствует его официальным доходам, прокурора могут уволить. На время выхода сюжета проверка еще продолжалась.

Изучение имущества работников прокуратуры наводит на вывод, что, во-первых, они порой избегают необходимости декларировать имущество, записывая его на других членов своей семьи.

Другие же, даже официально декларируя пользования элитным имуществом, оставляют открытым вопрос: законным ли путем досталась эта, оформленная на родственников многочисленная недвижимость и дорогие автомобили?

Остается только вспомнить заявление генерального прокурора и наблюдать, перейдет ли он от слов к делу.

Екатерина Каплюк

Источник

 

Минулі Розслідування

Нас підтримали

Підтримати альманах "Антидот"