Побег из тюрьмы по-украински. Часть 2
27.06.2017
Военно-полевой побег
“Мы бежали из тюрьмы в СИЗО”
Фактически из одной колонии в другую бежали в феврале 2015-го заключенные Чернухинской колонии (Луганская область, 15 км от Дебальцево). Заведение находилось в зоне боевых действий, много говорили об эвакуации, но дальше разговоров дело не зашло. И когда снаряды начали попадать в бараки, часть осужденных решилась на побег.
Рассказывают, что одним из первых даже не бежал, а умчал бывший житель Крыма. Он угнал в поселке старенькие жигули, доехал на них до украинского блокпоста. Там его остановили, вернули в колонию, поместили в штрафной изолятор и пообещали добавить срок за побег. Другой заключенный дошел до блокпоста пешком, и до свободы оставалось пару шагов, но в его в телефоне увидели флаг «Новороссии». Естественно, и его привезли назад. После этого заключенные решили бежать в сторону «ДНР». Обмотались белыми простынями. Пошли по полям, в обход блокпостов. Но, говорят, что они так никуда и не дошли. Погибли, то ли попав под снаряды, то ли напоровшись на мины.
Тем не менее, побеги продолжались, через развороченный забор день за днем уходили группы по 8-10 человек.
— Зеки. Мы из колонии сбежали, – отвечают парни с клетчатыми сумками в руках.
— И куда вы идете? – недоумевают военные.
— В тюрьму… (зеки понимали, что их все равно поймают полицейские или «милиция» и шли «спокойно досидеть УДО»).
“Рабовладельческое квазигосударство”
По его словам, в «ЛНР» есть план по наполнению колоний — промзоны надо обеспечивать бесплатной рабочей силой.
Нам также рассказывали, что в колониях и «ДНР», и «ЛНР» процветает телефонное мошенничество (подробнее). Заключенные под разными предлогами выманивают у пенсионеров коды от карточек, определенный процент часть прибыли отдают администрации.
Но, справедливости ради, заметим, что подобные проблемы (в том числе и жулики с мобильными) есть не только в ОРДЛО.
Эдуард Багиров продолжает: «Я не так давно был в Бердичевской колони 108, там мне жаловались, что избить могут за то, что ты отказываешься работать 12 часов в сутки и получать только половину зарплаты (остальное забирает администрация). Могли ударить и просто так, «для профилактики». Проблема в том, что администрация чувствует бесконтрольность и рассчитывает на безнаказанность. Но, надо сказать, что ситуация с насилием по отношению к осужденным гораздо лучше, чем была 5-10 лет назад. Правозащитники, СМИ понемногу влияют на ситуацию.
При этом Олег Цвилый замечает: «Вся наша пенициарка построена на том, что любая должность стоит денег. Ты заплатил, и получил рабов и станки. У кого-то деньги приносят карьеру, у кого-то года. Там потоки. И пока из кабинета в кабинет несут деньги, все слепы к нарушениям прав человека».
Побег на 500 гривен и $10 миллионов
Говоря о подкупе, нельзя не вспомнить историю побега ценой в $10 млн. В СМИ проскальзывала информация, что именно такую цену заплатил за свободу экс-нардеп и экс-арестант Александр Шепелев. Напомним, последнего обвиняют в причастности к расхищению сотен миллионов гривен, он фигурирует в делах об убийстве и покушениях на убийство и, как «вишенка на торте», дело по статье “госизмена” за сотрудничество с ФСБ.
В июле 2013 года Шепелев был задержан в Венгрии, после чего его экстрадировали в Украину. В июле он попадает в Лукьяновское СИЗО, оттуда его переводят в тюремный блок БСМП — больницы скорой медпомощи. Ранним воскресным утром, 6 июля, начальник конвоя ведет арестанта якобы в душ, по дороге снимает наручники, передает другую одежду и выводит во двор БСМП. Там пару ждет внедорожник, а затем — поездка в РФ. В марте Шепелева задерживают в ресторане «Ветерок» в Подмосковье уже российские правоохранители. Но затем РФ отказывает от экстрадиции беглеца. Судьба начальника конвоя неизвестна.
Сами заключенные говорят, что за деньги можно позволить себе на зоне если не все, то практически все, в том числе и свободу. И, как вы понимаете, никаких «тарифов» нет. Бывало, когда арестанты выскальзывали за ворота и за $60. Именно такая история случилась в Лукьяновском СИЗО 19 апреля 2013 года.
Руслан Пыжов, житель одного из сел Киевской области, получил пять лет за угон мотоцикла, и свое 20-летие отмечал за решеткой. В реестре судебных решений сказано, что после распития спиртных напитков он договорился с младшим инспектором отдела режима и охраны о «самоволке». За 500 грн Руслана выпустили на свободу с условием, что он съездит в родное село и вернется до 5 утра.
Путь домой оказался не самым быстрым и прямым. На 15-й минуте свободы Руслан совершил первую кражу. Он залез на балкон, стащил джинсы и кофту с капюшоном и надписью на спине «Италия». Еще через несколько минут он познакомился с девушкой, предложил ей выпить шампанского. Через час он проводил ее до дома и в подъезде вырвал у нее сумочку. И тут начинается самое интересное. Как писали СМИ, именинника задержали по «горячим следам». Он чистосердечно во всем признался, дал расписку о невыезде, после чего его отпустили.
Глубокой ночью он добрался до родного дома. Но утомленному побегом сознанию привиделись рядом с ним патрульные (на самом деле искать Руслана начали лишь днем следующего дня). Парень заснул на околице, в заброшенном доме. На следующий день его задержали на вокзале райцентра Мироновка. По решению суда Руслан встретит еще четыре дня рождения вне дома.